Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения Шнитке.
Имя Альфреда Шнитке неизменно связано для нас с музыкальным авангардом. Но удивительно: его произведения оказались растиражированы самым массовым медиа столетия – телевидением. Отрывок из его знаменитого первого “Кончерто гроссо” – излюбленный саундтрек к телевизионным программам и документальным фильмам.
Альфред Шнитке родился в волжском городе Энгельс. Но учиться музыке начал в столице музыкальной Европы – в Вене, куда был командирован его отец. Послевоенная Вена была далека от вальсов Штрауса. На слуху скорее была сложная и экспрессивная музыка довоенных нововенцев, из которой потом и вросла вся музыкальная Европа второй половины столетия.
В Московской консерватории, где учился и позже и преподавал Альфред Гариевич, такую музыку не одобряли. Это означало не только отсутствие заказов и премьер, но и денег. Выходом из положения оказалась работа в кино – Шнитке не только упоенно писал.
Именно на “Мосфильме”, чуть ли не впервые, он встретился с теплым и искренним отношением окружающих. Фильмы “Сказка странствий”, “Мертвые души” и “Экипаж” были совсем иными без его музыки.
Альфред Шнитке много работал в театре: его совместная работа с Юрием Любимовым, редакция оперы “Пиковая дама” Чайковского, спровоцировала невероятный скандал – замахнулись на святое! Но Шнитке всегда мыслил необычно. Оперу “История доктора Фауста” сочинял в расчете на Аллу Пугачеву.
С альтистом Юрием Башметом его связывала многолетняя дружба и одно из самых значимых произведений – концерт для альта оркестром.
“Этот концерт – это последнее его произведение перед инсультом, первым, когда он трое суток был в коме. Я его потом спросил (у нас с ним были доверительные отношения): “Ты помнишь это время, эти три дня, что там было?”
Он говорит: “Ты знаешь, лучше это не рассказывать, это ужасно. Но единственное, что я могу тебе сказать, когда мы думаем, что это только начало…, – потом помолчал и добавил, – Я думаю, что эту болезнь получил из-за этого концерта. Потому что я заглянул в этом произведении туда, куда человек не имеет права заглядывать”,
– рассказывает Башмет.
В 90-ые к нему пришла мировая слава. Три инсульта подорвали его физическое здоровье, но он продолжал работать. Его партитуры расшифровывали жена Ирина Шнитке и один из ближайших друзей – дирижер Геннадий Рождественский.
Почти за два месяца до его кончины в Большом зале консерватории прошла премьера, как потом оказалось, последней, Девятой симфонии. На ум сразу приходили Бетховен и Малер – у обоих тоже по 9 оконченных симфоний, та же отстраненность от всего суетного.