1 февраля 2024 года симфонический оркестр из Санкт-Петербурга под управлением Виктории Добровольской выступил на сцене Национального театра Бахрейна вместе с арабскими музыкантами. Приезд российских музыкантов состоялся благодаря инициативе Министерства Культуры Бахрейна и по приглашению известного бахрейнского композитора Фахида Альхана.
Русскому дирижёру было поручено торжественно открывать концерт приветственной речью на русском языке, в сопровождении переводчика.
Виктория Добровольская дирижировала первую часть концерта, после чего символично передала дирижерскую палочку автору музыки – композитору Фахиду Альхану.
Это беспрецедентный случай в истории арабского мира: женщина управляет коллективом, на 50% состоящим из арабских музыкантов-мужчин. На протяжении всего подготовительного периода (четыре дня репетиций) арабские музыканты относились к русским коллегам с глубоким уважением и демонстрировали высокий уровень дисциплины и ответственности, четко выполняя требования дирижера-девушки.
В своих композициях, кроме классических инструментов симфонического оркестра, Фахид Альхан использовал национальные русские и арабские инструменты. Такая необычная комбинация вызвала живой интерес со стороны публики, которая смогла насладиться музыкальным искусством, где культуры Востока и Запада сочетаются в захватывающем симбиозе.
Композитор представил свои сочинения, вошедшие в альбом “Return to life“, в котором ему удается соединить воедино и гармонизировать сложную симфоническую текстуру западной академической музыки и характерный ритм восточной традиции. Благородные звуки скрипок и виолончелей искусно переплелись с национальными инструментами Бахрейна, погрузив слушателей в глубину музыкального действа и очаровав необычным слиянием культур.
Главные соло в оркестре и лидирующую партию композитор поручил русскому народному инструменту – домре. Первоначально г-н Альхан собирался написать эту партию для балалайки, но русские коллеги порекомендовали использовать домру. Послушав звучание этого самобытного инструмента, автор продемонстрировал, как слаженно тембр домры может звучать вместе с арабскими национальными инструментами, среди которых и родственный инструмент — арабский уд. Сам композитор признается, что использование удивительного тембра домры символизирует его любовь к России и русской культуре.
За период подготовки к концерту между арабскими и русскими музыкантами сложились теплые дружеские отношения; арабские музыканты признавались в любви к русской музыке и старались выучить как можно больше русских слов.
На концерте в Национальном театре присутствовали члены королевской семьи, шейхи, министр культуры Бахрейна, а также послы из разных стран. Публика невероятно тепло и восторженно встречала русских музыкантов и после выступления долго не хотела отпускать их со сцены продолжительными овациями.
Следует отметить, что дирижер Виктория Добровольская не впервые становится амбассадором русской культуры в разных странах: первая ее работа была в Южной Корее (более 40 концертов с русской музыкой на русском языке с молодежным хором и оркестром г. Тэджона в разных городах Южной Кореи), затем три года она возглавляла Международный симфонический оркестр в Китае (г. Харбин), с которым каждую неделю исполняла новую концертную программу, включающую русскую музыку.
Виктория Добровольская также ведет активную преподавательскую и просветительскую деятельность, популяризируя музыку русских композиторов в Китае, Южной Корее и Колумбии.
В настоящее время Виктория Добровольская вместе с своей китайской коллегой Тунжо Чжэн руководит Российско-китайским симфоническим оркестром и является главным дирижером коллектива.
Полина Новикова