Его тело – тончайший инструмент. Каждое движение рук, корпуса, головы заставляет звучать или умолкать лучшие оркестры Европы и Америки. Да что там – и зрительный зал послушен воле дирижера.
Когда Валерий Гергиев встает за пульт, стихают все посторонние звуки и править бал начинают они — легкие и прекрасные руки дирижера. Убедиться в этом смогли и мурманчане.
Маэстро во второй раз посетил Мурманск в рамках Московского пасхального фестиваля — единственный концерт состоялся в областном драматическом театре.
Чуда не произошло
Начался визит с неприятного сюрприза — наш земляк, солист Мариинского театра Евгений Никитин, который должен был исполнить две арии — Алеко и Демона из одноименных опер, — прилетел в Мурманск с высокой температурой. До последнего было неясно, сможет ли он выступать.
“Если Женя споет хотя бы одну арию из заявленных, я буду самым счастливым человеком,
— с улыбкой сказал на пресс-конференции Валерий Абисалович.
Но, к сожалению, чуда не произошло, Евгений не смог выйти на сцену драмтеатра — инфекция не дала музыканту порадовать земляков. По словам самого Валерия Гергиева, Евгений Никитин — один из его любимых солистов, товарищ, коллега и воспитанник.
Еще когда мурманчанин учился в Санкт-Петербургской консерватории, Валерий Абисалович пригласил его в труппу Мариинского театра, а первой ролью Никитина стала партия Руслана в опере «Руслан и Людмила». С тех пор Евгений приобрел солидный вес в мире оперного искусства.
“Сегодня Женя очень знаменитый, очень уважаемый, очень успешный певец, который поет на всех мировых сценах и представляет не только Мариинский театр, но и свою родину — Мурманск. Я уверен, совсем скоро он все же вернется к вам и вы сможете увидеть его выступление,
— сказал маэстро.
Имя, важное для России
Вместо оперных номеров маэстро и оркестр исполнили симфонию № 6 Сергея Прокофьева. Это сложное произведение было написано композитором в 1947 году как элегия в память о жертвах второй мировой войны.
“Я почти на сто процентов убежден, что Шестая симфония Прокофьева в Мурманске еще не звучала и я буду тем счастливцем, который впервые исполнит ее в вашем городе. Это очень интересное произведение и то, что фестиваль может оставить в сердцах мурманской публики”,
— сказал Валерий Абисалович. В программе концерта была и Седьмая симфония Сергея Прокофьева, и его фортепианный концерт. Да и в целом Сергей Сергеевич оказался центральной фигурой нынешнего фестиваля.
“Россия не должна забывать о том, что она страна не только Чайковского, но и Прокофьева. Мы только что дали концерт в столице, там исполнили четыре симфонии и два фортепианных концерта Сергея Сергеевича. Знаете, что интересно? На концерты приходит много молодых людей.
Конечно, эта тенденция для художественного руководителя Пасхального фестиваля — новость приятная. Одна из целей, которые ставит перед собой фестиваль, — это просвещение именно детей и молодежи.
Например, концерты в Москве запоминаются мне даже не тем, что на них приходит много известных в нашей стране людей, а тем, что среди зрителей много молодежи. Мне важно, насколько молодым людям и детям интересен такой композитор и такое русское явление, как Сергей Прокофьев. В рамках этой программы мы не играем знаменитые произведения Чайковского, Бетховена, Моцарта или даже Брамса,
— рассказал Валерий Абисалович.
Работать, не покладая смычка
К слову, Пасхальный фестиваль — явление в жизни нашей страны отнюдь не новое. Зародился он в 2002 году с подачи Валерия Гергиева. В начале 90-х на берегах Невы появился также и другой крупный фестиваль — «Звезды белых ночей». Старший брат Пасхального, как выразился сам маэстро.
В этом году в течение месяца десятки коллективов и исполнителей — участников фестиваля дадут около 150 концертов. Большой вклад в его работу внесут и гости из Мариинки.
“Конечно, передвигаться целым оркестром очень непросто: кто-то летит самолетом, кто-то едет на поезде. После Мурманска мы едем в Архангельск, потом в Петербург, затем в Ярославль и Москву. Фестиваль — это не только огромный праздник, но и огромный труд. Я благодарен оркестру — музыканты все переносят стойко и играют на очень хорошем уровне. Такой большой объем работы — это одна из задач фестиваля, и я думаю, что мы пока с этим справляемся,
— рассказывает Валерий Гергиев.
Региональный «продукт»
Еще одно важное направление работы маэстро и фестиваля в целом — это развитие культурной жизни в регионах. Валерий Абисалович придерживается очень твердой позиции на этот счет.
“Регионы сейчас заслуживают большего, и мы — все те, кто занимает какие-то позиции в культурном пространстве, — находимся в долгу перед публикой: перед детьми, пенсионерами, теми, кто лучшие свои годы отдал борьбе с трудностями, всеми, кто живет в небольших городах.”
Вообще, на эту тему маэстро готов говорить долго, ведь он много знает о жизни вне столицы. Хоть он и родился в Москве, но вырос во Владикавказе — городе масштабов Мурманска.
“Я сам региональный «продукт», и не считаю себя представителем крупного мегаполиса. Я считаю себя человеком, которому повезло вырасти в обычном российском городе. Именно поэтому регионы для меня важны. Даже в нынешнем моем положении, когда я живу в Санкт-Петербурге и выступаю в 30-40 странах каждый год, побывав по два-три раза во многих российских городах, я, несомненно, обогатил свою жизнь.
Я многому учусь, так как умение жить вдали от шумных процессов, больших городов — это самый ценный дар, который может получить человек, но, к сожалению, не все к этому вовремя приходят. Кому-то надо прожить 40-50 лет, а кому-то и жизни не хватает, чтобы это понять,
— говорит знаменитый дирижер. Маэстро не ведет специальный подсчет, но говорит, что за годы работы Пасхального фестиваля только оркестр Мариинского театра посетил несколько десятков городов. Куда-то, как в Мурманск, музыканты приезжают в первый или во второй раз, а где-то их весенний визит стал уже доброй традицией.
Нужен культурный магнит
Благодаря работе маэстро в некоторых городах происходят вполне ощутимые изменения. Например, в Омске появился современный концертный зал. Как ни удивительно, крупные музыкальные центры существуют даже не во всех городах-милионниках, не говоря уже об областных центрах масштабов Мурманска. Нет, например, специального зала в Петрозаводске, нет в Новосибирске. А между тем, как выразился маэстро в одном из интервью, концертный зал — это полноценный музыкальный инструмент наравне со скрипками, виолончелями или фортепиано.
“Мне кажется, что Мурманску при наличии театра еще нужен и концертный зал с хорошей акустикой, не обязательно огромный, не обязательно очень дорогой, но это уже будет крупным культурным очагом в городе, и, несомненно, он станет еще одним магнитом, притягивающим нас в Мурманск,
— считает Валерий Абисалович.
Елизавета Митина, Вечерний Мурманск