Очередной весенний музыкальный сезон оркестра Лейпцигского Гевандхауза открылся выступлениями Риккардо Шайи. Вот уже десятый сезон знаменитый итальянский дирижер возглавляет один из лучших музыкальных коллективов Германии.
За годы своей работы с Гевандхауз оркестром Риккардо Шайи провел серии концертов в венском Музикферайне, в зале «Плейель» в Париже, а также лондонском Барбикан-центре.
Особое внимание итальянский маэстро уделяет аудио и видеозаписям. Гевандхауз-оркестр записал произведения Мендельсона, Шумана, Баха, а также цикл симфоний и увертюр Бетховена на «Decca Classics». Отдельное место в творческой биографии Шайи с лейпцигским коллективом посвящено записям на DVD всех симфоний Густава Малера на лейбле «Accentus».
В очередном концерте этой серии прозвучала Седьмая симфония Густава Малера. Сам композитор считал ее одним из лучших своих сочинений, пронизанных солнечным светом. Седьмая симфония Малера в интерпретации Риккардо Шайи прозвучала очень живописно. Игра света и тени, контрастные смены настроений в каждой из частей цикла вызывали ассоциации с полотнами Рембрандта и живописью французских импрессионистов.
Риккардо Шайи:
«Я считаю, что красота звучания Гевандхауз оркестра в симфониях Малера состоит, прежде всего, в том, что артисты исповедуют позднеромантический стиль игры. Матовые струнные, типичный мягкий протяжный звук духовых инструментов – тембровая палитра достигает невероятной прозрачности…»
Спустя несколько дней, оркестр Лейпцигского Гевандхауза представил на суд публики еще одну программу. В Пятом концерте для фортепиано с оркестром Л. Бетховена солировал известный бразильский пианист Нельсон Фрейре, интеллектуальной игре которого свойственны рафинированность и прозрачность. В том же вечере Риккардо Шайи обратился к монументальной Пятой симфонии Д. Д. Шостаковича.
Трагическая обреченность скорбной первой части соседствовала с ироничным, даже в какой-то степени демоническим Скерцо, которое сменялось возвышенной лирикой Ларго и следующим затем величественным финалом симфонической эпопеи.
Оркестр под управлением Риккардо Шайи звучал очень пронзительно и напряженно. В каждой из частей ощущался непрерывный пульс времени как напоминание о том страшном и грозном лихолетье. А заключительные такты финала (сухие удары литавр и псевдопомпезные звучания труб) еще раз подчеркнули враждебность окружающего мира, когда беззащитная личность не в силах устоять коллизиям тоталитарного режима.
Риккардо Шайи придает немаловажное значение соседству произведений Шостаковича и Малера в программе двух концертов оркестра.
Риккардо Шайи:
«Я думаю, это очень непростые произведения, и необходимы очень высокое мастерство и силы, чтобы играть их в одной программе. Если говорить об истории оркестра Гевандхауза, то первый концерт Шостаковича на Западе состоялся в 70-х годах в Лейпциге, дирижировал Курт Мазур. Так что это был действительно очень важный период, прежде всего для самого Шостаковича. В те годы он был уже не совсем здоровым человеком, но его музыка, исполнявшаяся за пределами Советского Союза, вселяла в него луч надежды».
После немецких концертов оркестр Лейпцигского Гевандхауза и маэстро Риккардо Шайи отправились на гастроли в Китай и Японию, где также представили эти музыкальные программы.
Виктор Александров, Лейпциг (Германия), ClassicalMusicNews.ru