28 февраля 2023 в Большом зале Московской консерватории имени П. И. Чайковского прошел концерт «Молодой Рахманинов», посвященный 150-летию со дня рождения великого русского композитора.
Симфонический оркестр студентов Московской консерватории под управлением Дмитрия Юровского представил сочинения юного Сергея Рахманинова. Мировой премьерой стало исполнение дуэта Клода Фролло и старухи Шанфлери из оперы «Эсмеральда».
Видна огромная работа, проделанная дирижером с оркестрантами — исполнение всех произведений отличалось тонкой и продуманной нюансировкой, даже некоторой изысканностью, но главное, оно было очень искренним и эмоциональным.
Концерт открылся Первым фортепианным концертом (1890-1891 годы, op.1), который прозвучал не в первой, а во второй редакции (1917 год). Это произведение — не слишком яркая, но все же интересная заявка юного Рахманинова.
Несмотря на отсутствие сильных контрастов (почти что всему сочинению присущ лирический характер) и некоторую рафинированность материала, слышно, что только начинающий свой творческий путь композитор обладает большим потенциалом. В частности, уже тут появляется характерный для его музыкального языка оборот с уменьшенной квартой. Роль оркестра весьма скромна, он, в основном, оказывает функцию поддержки — на первом плане фортепианная партия. Именно в ее «начинке» угадывается будущий автор Третьего концерта.
И пусть мелодика произведения пока не обладает столь яркой индивидуальностью, зато явно обращают на себя внимание мастерски выписанные технические детали. Солист Александр Ключко именно на них и сделал акцент в своей интерпретации.
Александр Ключко: «Публика чувствует искренность и честность»
Симфоническую фантазию «Утес» (1893 год, op.7), следующую в программе далее, нельзя назвать раритетом, так как она исполняется весьма часто. От нее был в восторге Чайковский — он хотел включить его в программу одного из предстоящих европейских туров. Однако этому не суждено было произойти, Петра Ильича вскоре не стало…
Собственно говоря, эта фантазия — потрясающая по своей выразительности пейзажная зарисовка. Ее отличает тонкая оркестровка, великолепно выписанное развитие трех основных тем произведения и самобытность музыкального языка. Здесь Рахманинов предстает истинным художником поколения 1890-х — с одной стороны, ощущается влияние «кучкистов» и вместе с тем, уже несколько чувствуется недосказанность эпохи символизма.
Следом прозвучал один из «хитов» вокального творчества композитора — каватина Алеко из одноименной оперы (1891 год) в исполнении солиста Большого театра Николая Казанского. В этом номере артист нашел удачный баланс между внутренней сосредоточенностью своего героя и его романтической вспыльчивостью.
Далее публике представилась возможность стать очевидцами первого исполнения дуэта Клода Фролло (тот же Николай Казанский) и Шанфлери (солистка Большого театра Ирина Долженко) из оперы «Эсмеральда» (1888 год), наброски которой оставил 15-летний(!) Рахманинов. По словам Дмитрия Юровского, дуэт сохранился только в виде переложения для фортепиано, поэтому оркестровывать его дирижеру пришлось самостоятельно.
Особого восторга музыка этого уцелевшего фрагмента, если честно, не вызвала. Удивительно, что уже тогда, в столь юном возрасте, Сергей Васильевич осознал желание писать оперы, не подчиняясь основным канонам этого жанра. Слушая дуэт из «Эсмеральды», вспоминаются зрелые «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини» — именно в них композитор развил то, что начал когда-то в юности: для его опер характерно преобладание оркестра над голосом, не всегда удобно написанные вокальные партии… Как результат, они звучат весьма редко.
Кульминацией концерта и одновременно его завершением стало исполнение симфонической поэмы «Князь Ростислав» (1891 год, TN 44). Впервые она была исполнена только в 1945 году. Сочинение основано на сюжете одноименной баллады Алексея Толстого: утонувший князь Ростислав Всеволодович, брат Владимира Мономаха унесен русалками на дно Днепра, здесь он спит и только иногда, просыпаясь, зовет жену и брата, «но до отчизны слабый зов не может долететь», и герой снова погружается в сон…
Благодаря этому произведению Рахманинов совершенно неожиданно раскрывается как вдохновенный автор фантастических образов. И пусть отчасти в поэме ощущается влияние творчества членов «Могучей кучки», она пленяет и восхищает выполненной интересно с точки зрения колористики оркестровкой, эффектными гармоническими ходами и безупречной формой.
«Князь Ростислав» — это пленительные музыкальные картины: неторопливое погружение в подводный мир — завораживающее пение русалок на дне (выраженное композитором в несколько ориентальных тонах) — изображение бури на Днепре — и снова возвращение в волшебный терем…
Филипп Геллер