Его лицо можно увидеть на обложке культового битловского альбома «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера» среди изображений самых влиятельных людей века и, между прочим, в верхнем ряду.
Это Карлхайнц Штокхаузен, основоположник немецкой электронной музыки.
Композиции учился у самого Мессиана, в начале 50-х. Свои опусы называл «Бомбами замедленного действия» – при жизни композитора упрекали в шарлатанстве, теперь о нём пишут диссертации.
В столичном центре современной культуры «Гараж» сочинения Штокхаузена исполняют в рамках проекта «Свободное время», но с вполне научным подходом.
Карлхайнц Штокхаузен – далеко не самый популярный композитор, но именно его имя на афише привлекло слушателей. Публика продолжала подходить и когда концерт уже начался. Увлеченность молодых исполнителей скандальным авангардистом не могла не найти отклика.
«Мне кажется, наши концерты рассчитаны на нас. Мы занимаемся тем, что интересно нам. Пытаемся делать это максимально честно. Всех, кого такая постановка устраивает, можно причислить к тем, для кого наши концерты»,
– отмечает автор проекта, ударник Дмитрий Власик.
Вместе с Дмитрием Власиком и его коллегами слушатели исследовали вопросы времени и свободы, так как их понимали Штокхаузен и его американский коллега Мортон Фелдман. Музыка своеобразная. Порой рассказ о сочинении интереснее, чем само сочинение.
«”Циклус”. Знамениая вещь 59 года. Это время, которое заполнено музыкальными событиями. Потереть чем-то обо что-то, ударить в тарелочку. Это время течет, и время от времени возникают ситуации, когда исполнитель может позволить себе существование некоторой свободы. Появляется резервуар с событиями, которые должны быть реализованы за это время, но в любом порядке. Всего восемь видов конструктора»,
– поясняет Дмитрий Власик.
К тому же начинать это сочинение можно с любой страницы. И более того, можно играть справа налево, можно наоборот. Но эти детали большей части слушателей неизвестны.
Состав трио – нестандартный. Фортепиано, флейта, ударные. Но для ХХ века – не удивительный, немало написано и для такого ансамбля. Одно из сочинений – Мортона Фелдмана. Опять-таки, многого в нем на слух не понять. Эксперименты с нотацией – то, что остается, так сказать, за кадром.
«Там разсинхронные три линии. У каждой свой размер. И они написаны вертикально, а звучат не так. Флейта может играть на 2-й странице, а рояль в середине первой. Потом наоборот. Это нотация, которая интересным образом звучит. Иначе, чем нарисована»,
– рассказывает флейтист Иван Бушуев.
Музыка авангардистов ХХ века – больше чем музыка. Это и философское исследование. В данном случае свободы музыкального времени. Впрочем, то, что для исполнителей представляло и научный интерес, слушателям магическим образом доставляло удовольствие. В свое свободное время они погрузились в мир чистых звуков.
Новости культуры