24 марта 2024 на 81-м году жизни скончался венгерский композитор и дирижёр Петер Этвёш.
Сообщение близких Этвёша о его смерти опубликовано на сайте Будапештского музыкального центра.
В 1965 году Петер Этвёш окончил консерваторию в Будапеште, затем учился в Кёльне. Был ассистентом Карлхайнца Штокхаузена, в 1968–1976 сотрудничал с его ансамблем.
С 1979 по 1991 — художественный руководитель ансамбля Intercontemporain (Париж). В 1985–88 — главный приглашённый дирижёр симфонического оркестра Би-Би-Си.
В 1991 был основан «Международный Этвёш институт», в 2004-м — «Фонд современной музыки Петера Этвёша» для поддержки молодых композиторов и дирижёров.
Петер Этвёш – автор нескольких современных опер, самые известные из которых “Три сестры”, “Золотой дракон”, “Ангелы в Америке”, “Любовь и другие демоны”.
Либретто для опер были написаны на русском, английском, немецком и французском языках, его первая опера на родном венгерском вышла только в 2023 году.
Вероятно, самая известная опера Этвёша — «Три сестры» (1998) на основе одноимённой пьесы Чехова (иногда это сочинение называют «последней великой оперой ХХ века»). За исключением камерной оперы «Радамес» (первая редакция — 1975, вторая — 1997), литературную основу для которой композитор создал сам, работы Этвёша в этом жанре были основаны на современных и классических сочинениях — прозе и драматургии.
В их числе — «Балкон» по пьесе Жана Жене (премьера прошла в Экс-ан-Провансе в 2002 году), «Ангелы в Америке» (2004) по пьесе Тони Кушнера, «Любовь и другие демоны» (2008) по роману Габриэля Гарсиа Маркеса «О любви и прочих бесах», «Золотой дракон» (2014) по пьесе Роланда Шиммельпфеннига, «Без крови» (2005) по роману Алессандро Барикко, «Бессонные» (2021) по роману Юна Фоссе «Трилогия».
Первая опера Этвёша, «Харакири» (1975) была основана на поэзии Иштвана Балинта и посвящена двум самоубийствам — писателя и драматурга Юкио Мисимы и композитора Бернда Циммермана.
Кроме того, Петер Этвёш — автор произведений для симфонического оркестра, мадригальных комедий, нескольких саундтреков к фильмам.
Сочинения композитора в разных жанрах были связаны не только с литературой, но и с актуальными событиями, и с судьбами различных людей (в числе его работ — «Читая Малевича» и «Космос», посвящённый полёту Юрия Гагарина).
Как дирижёр Этвёш работал в основном с музыкой 19-го века. Он был главным приглашённым дирижёром симфонического оркестра Гётеборга, оркестра Венского радио и филармонического оркестра “Радио Франс”.
На родине он дважды удостоен Премии Кошута, высшей награды для деятелей искусства, учреждённой Национальным собранием. Вторую премию он получил незадолго до смерти, 19 марта.
ClassicalMusicNews.Ru, по материалам СМИ