Столичные зрители поддержали звезду оперной сцены после скандала, шесть раз вызвав его на бис.
Пласидо Доминго признался, что Станиславский оказал решающее влияние на русских певцов, а без супруги он не может начинать концерт. Знаменитый испанский певец прибыл в столицу в сопровождении семьи и собрал аншлаг на своем трехчасовом выступлении.
С журналистами Пласидо общался неохотно — не хотел в очередной раз отвечать на вопросы об обвинениях в харассменте. Но на зрителей воздействовал со всей силой своего темперамента. За дирижерским пультом в этот вечер друг друга сменяли Юджин Кон и Юрий Башмет. В разговоре с «Известиями» Юрий Башмет назвал скандал с Пласидо Доминго спекуляцией.
Один на двоих
Площадку для Доминго выбрали странную. Подмосковный «Крокус Сити Холл» не приспособлен для оперных арий, да и находится за МКАД. Но все билеты на Доминго были проданы. Самый дешевый стоил 4,5 тыс. рублей, VIP-партер шел по 60 тыс.
Эстетствующая публика шла слушать мировую оперную звезду с цветами и подарками. В программе были заявлены две российские певицы — сопрано из Мариинки Оксана Шилова, выходившая с маэстро в «Травиате» Верди, и меццо-сопрано из Дюссельдорфской оперы Мария Катаева. Она приехала в Москву по личному приглашению Пласидо Доминго, выиграв вторую премию на его конкурсе «Опералия». За дирижерским пультом были Юджин Кон и Юрий Башмет.
Начав выступление с арии из «Андре Шенье», Пласидо Доминго представил фрагменты из опер «Трубадур», «Макбет», «Так поступают все женщины». А также исполнил эстрадные композиции и испанские сарсуэлы. После концерта певец признался, что выбор программы был продиктован его пристрастиями. Ему хотелось исполнить то, что он слышал в детстве, и то, что любили его родители.
Для выступления в Москве Пласидо приготовил несколько сюрпризов. Один из них — неожиданное амплуа. Доминго встал за пульт и продирижировал оркестром «Новая Россия», а солировал — народный артист СССР Юрий Башмет.
«Я предложил Пласидо пять произведений на выбор. Он остановил свое внимание на «Ноктюрне» Чайковского. Мы много раз общались с ним в домашней обстановке, я бывал у него в гостях, но музицировал с ним впервые»,
— рассказал после концерта «Известиям» Юрий Башмет.
В финале концерта на сцену уже вышли два Пласидо Доминго — старший и младший. На больших экранах были заметны слезы в глазах отца. Увы, в вокальных данных Доминго-младшему далеко до старшего.
Свой главный сюрприз Пласидо Доминго припас на бис. Сначала спел в дуэте с Марией Катаевой Besame Mucho («Целуй меня крепче»). Затем зазвучали знакомые залу аккорды. «Не слышны в саду даже шорохи…» — Мария и Оксана начали «Подмосковные вечера», а с припева песню Соловьева-Седого подхватил маэстро. По-русски Доминго уже пел Ленского в «Евгении Онегине» и Германа в «Пиковой даме».
«Его обожают все. И это чувствуется по звуку, по тому, как музыканты смотрят на него. Доминго — это другая планета»,
— призналась «Известиями» Оксана Шилова.
Другая планета
То, что петь с маэстро на одной сцене, — великое счастье, поняли и зрители. Когда Пласидо Доминго запел с Марией Катаевой Il coro vi domo Моцарта, исполнительница нежно взяла маэстро за руку и прижалась щекой к его щеке. В зале прошел шепоток. Зрители переживали, не увидят ли защитники морали за театральным жестом нечто предосудительное. Но, как признался Доминго журналистам, у российских исполнителей в крови театральность.
«Никто не сравнится с ними. Они играют на сцене с легкостью и естественностью, которую непросто обнаружить. Станиславский наверняка оказал влияние не только на русских актеров, но и на певцов»,
— заметил маэстро.
О сексуальном скандале, казалось, не вспоминали только зрители, попавшие на концерт случайно. Гости всецело были на стороне мэтра.
После полувека работы в Metropolitan Opera Доминго вынужден был покинуть этот театр. Оставил он и пост директора Лос-Анджелесской оперы. Несколько музыкальных институций США расторгли с ним многолетние контракты. Причиной стали обвинения восьми певиц и одной танцовщицы в «сексуальных домогательствах», имевших место в 1980–1990-е годы. Доказательств представлено не было.
“Пласидо — выдающаяся оперная фигура XX–XXI веков — и это факт. И очень обидно вдруг получить такое непонятное обвинение. Через 30 лет говорить, что якобы кто-то кого-то поцеловал… Доминго должен был петь «Макбет» с Анной Нетребко на открытии сезона Met. И он потрясающе спел на генеральной репетиции. Все были счастливы и довольны. И вдруг такой поворот… Доминго ушел. Были отменены его юбилейные концерты. Но никто у него не отнимет выдающегося таланта и феноменального вклада в музыку”,
— рассказал «Известиям» американский и российский дирижер Константин Орбелян.
Как считает Константин Орбелян, в Европе и России эта история не получила никакого резонанса. Пласидо как выступал, так и будет выступать. Да и в США со временем всё успокоится.
«Я с ним на эту тему не разговаривал, но мне пересказали его ответ на этот вопрос. Пласидо сожалел, что времена меняются. Если раньше можно было совершенно спокойно посмотреть на женщину, то сейчас, оказывается, могут быть последствия. Понятно же, что произошедшее — это спекуляция. Сколько загубленных жизней знаменитых людей, которым из-за ложных обвинений разрушили карьеру… Суд их оправдывает. А карьера уже закрыта. Но, мне кажется, он к этому относится легко. Он-то сам про себя знает — кто он. И Марта, его супруга, тоже знает»,
— поделился с «Известиями» Юрий Башмет.
Об отношении супругов Доминго можно судить по маленькому эпизоду, о котором рассказал Юрий Башмет. Марта ехала на концерт, и ее машина застряла в пробке. Пласидо просил задержать концерт, пока она не появится в зале…
Пласидо и Марта 57 лет вместе. Как говорит тенор, секрет их счастья в том, что они живут музыкой, обожают ее. А зрители обожают Пласидо. В Москве певца шесть раз вызывали на бис. Артист обещал выйти на сцену и в седьмой раз, но уже в следующий приезд.