Почти сто лет спустя «Золотой петушок», который в 1914 году стал сенсацией «Русских сезонов» Сергея Дягилева, появился на сцене Детского музыкального театра имени Наталии Сац в Москве.
Последняя из пятнадцати опер Римского-Корсакова, написанная в 1907 году, имела очень непростую судьбу. Ее никогда не пускали на подмостки императорских театров.
Царские цензоры не без основания усмотрели в опере по сказке Пушкина, либреттистом которой выступил прекрасный литератор Владимир Бельский, хлесткую критику власти.
Сегодня воссоздать знаменитый исторический спектакль взялся дуэт постановщиков. Худрук театра Сац Георгий Исаакян, который удачно реализует концепцию серьезного, умного, но увлекательного музыкального театра для детской аудитории, сработал этот спектакль в тандеме с представителем легендарной балетной семьи, знатоком дягилевского наследия Андрисом Лиепой.
Они сделали ставку на сохранение эстетики представления, где основной идеей был сбалансированный синтез музыки, вокала, танца и художественного оформления.
Попытку реконструкции эффектной сценографии и костюмов художницы-авангардистки Наталии Гончаровой, предпринял известный театральный художник Вячеслав Окунев. При этом он отталкивался от эскизов декораций и костюмов, сохранившихся в собраниях Третьяковской галереи, Metropolitan Museum и музея Лондонской королевской оперы.
Задача восстановить хореографию легла на плечи балетмейстера Гали Абайдулова. Ему в помощь был найден чудом сохранившийся семиминутный кинофрагмент с фокинскими танцами, снятый, правда, многим позже, уже в конце 1930-х, а также, конечно, многочисленные сохранившиеся научные описания фокинского балетного языка.
И как в эпоху Сергея Дягилева и Михаила Фокина, в театре Сац объединились в работе над одной премьерой оперная и балетная труппы, обычно жестко конкурирующие. На поверку временем идея оказалась вполне креативна. Хотя, известно, что именно эта постановка вызвала агрессивный протест со стороны родственников и друзей композитора, считавших неуместной саму мысль объединения оперы и балета.
Преимущественно юная публика, как завороженная наблюдала за очень ярким сказочным действием. Хореография не замысловата и «лубочна», но придумана с юмором. Опера выведена за рамки действия и подается по контрасту, в строгой концертной форме.
Здесь, конечно, заметно, что не на все партии театру удалось найти подходящих исполнителей для густонаселенной оперы. Но есть и очень достойные работы – Ольга Бутенко (Шемаханская царица) и Александр Цилинко (царь Додон). Жаль только, что дирижеру Алевтине Иоффе не всегда хватает музыкантской воли удерживать оркестр «в узде партитуры» и «слышать» певцов.
Нельзя не заметить, что концовка нынешнего сезона у Детского театра получается с явным французским акцентом. Так, на 31 мая назначена премьера оперы Бизе «Кармен» в постановке Георгия Исаакяна, в декорациях по мотивам картин Пабло Пикассо.
А в июле театр планирует показать «Золотого петушка» в Париже на сцене Театра Елисейских полей, той самой, где сто лет назад и прошла премьера этой постановки. Тогда главной звездой спектакля должна стать Илзе Лиепа – пластическое альтер эго Шемаханской царицы, которая, как известно, была большой мастерицей очаровывать.
Мария Бабалова, “Вечерняя Москва”