К 125-летию Сергея Прокофьева в театре Сац исполнили симфоническую сказку, специально написанную композитором для этого театра.
Мимо прокофьевского юбилея коллектив, конечно, пройти не мог никак: и не только потому, что в сегодняшнем его репертуаре “Золушка” и “Любовь к трем апельсинам”.
Именно с Наталией Сац напрямую связано рождение самого, пожалуй, известного просветительского оркестрового сочинения для детей, вот уже три четверти века исполняемого в разных странах: симфоническую сказку “Петя и волк” Прокофьев написал по заказу Наталии Сац – это была ее идея.
Марш из “Апельсинов” и знаменитая “презентация симфонического оркестра” в форме сказки как раз и вошли в программу первого отделения юбилейного концерта.
Как всегда, занимательно, с доверительными интонациями, сразу располагающими к комфортному, почти домашнему восприятию, Роксана Сац знакомила пришедших на юбилейный концерт с инструментами оркестра, давая им меткие характеристики.
Эмоционально прозвучала и сама приключенческая “история пионера Пети” – и не только благодаря рассказчице: оркестр театра, ведомый Алевтиной Иоффе, оказался на высоте, светло и живо исполняя игривую, добрую, знакомую каждому с детства музыку.
Продолжение торжества прошло несколько в иной тональности: на суд публики театр вынес во втором отделении одно из монументальных, сложнейших сочинений Прокофьева – его знаменитую кантату “Александр Невский”. Исполнение сопроводили демонстрацией на заднике сцены избранных фрагментов из знаменитого фильма Сергея Эйзенштейна – ведь именно для этой кинокартины писал композитор свой шедевр.
Массивная фактура кантаты оказалась вполне по силам театральному оркестру, сумевшему передать и грозную поступь воинственных тевтонов, и драматическую кульминацию битвы, и экстатический восторг победы русского воинства. Хор театра (хормейстеры Вера Давыдова и Руслан Генэ) был усилен солистами оперной труппы – получилось звучание крепкое, сочное, выразительное – словно яркая театральная живопись Федоровского, чья эстетика – из той эпохи – наиболее созвучна музыкальному языку прокофьевской партитуры.
Надо заметить, что еще во времена Наталии Ильиничны Сац помимо спектаклей для маленьких меломанов театр практиковал “чистую музыку” – концерты филармонического толка, с рассказами и комментариями самой легендарной хозяйки дома.
В последние годы эта линия только усилена в деятельности труппы – здесь действует целая “Детская филармония”, и симфонические концерты стали таким же привычным явлением в афише, как и оперы, балеты, музыкальные сказки самых разных жанров.
Их просветительскую роль трудно переоценить: через игру, через образ, вспомогательный видеоряд, через живой рассказ Роксаны Николаевны Сац происходит приобщение детей к высокому искусству, к сложной музыке.
Александр Матусевич, “Российская газета”