Концертное исполнение оперы Георга Фридриха Генделя «Орландо», сочиненной в 1733 году и ныне одной из самых популярных сочинений этого композитора в Европе, продолжило цикл концертов, приуроченных Московской филармонией к 250-летию со дня его смерти.
Организаторы московского концерта в Концертном зале имени П. И. Чайковского собрали для исполнения «Орландо» команду оперных певцов, достойную лучших театров мира.
Несколько лет назад (с легкой руки дирижера Теодора Курентзиса) вошли в моду концертные исполнения опер, и с той поры они, надо признать, стали еще популярнее.
Столичные оперные театры выпускают от силы три премьеры в год, чаще всего выбирая хорошо знакомые названия, и в этой ситуации концертные исполнения опер – единственная возможность услышать в живом исполнении подлинную музыкальную редкость.
К тому же пригласить в Москву певцов с мировым именем гораздо проще (да и дешевле), чем привезти на гастроли оперную постановку какого-нибудь театра.
Виолончелист, дирижер Александр Рудин, художественный руководитель оркестра “Musica Viva”:
“Мusica Viva” часто играет барочную музыку, и это очень полезно для оркестра, особенно если это музыка Генделя – очень сложная, изобретательная и очень красивая. В ней есть над чем поработать. Особенно интересно это делать с человеком, который прекрасно в ней ориентируется.
Я всегда приглашаю талантливых дирижеров и считаю, что пригласить дирижера из другой страны, который ниже тебя по уровню, всего лишь за то, что он устроит гастроли в ответ, – практика порочная.”
За последние годы в Москве прозвучало в концертном формате немало практически не известных в России опер, но «Орландо» занимает в этом ряду особое место. Причин тому сразу две.
Первая – сюжет оперы заимствован из эпоса Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд»: ее главный герой паладин Орландо (оригинальное название эпоса «Orlando furioso») разрывается между любовью и долгом, то есть темой, актуальной и понятной многим.
Вторая – необычное звучание оперы: партии Орландо и его соперника принца Медоро изначально были написаны для кастратов. И не беда, что времена, когда кастраты боролись с оперными примадоннами за лучшие роли, давно канули в лету и нынче их партии исполняют либо контратеноры, либо меццо-сопрано.
В концертном исполнении «Орландо» слушателям предложили сразу два варианта звучания: героя-паладина спела ирландка Патрисия Бардон, одна из самых известных исполнительниц этой роли, а партию Медора – американский контратенор Джеральд Томпсон.
Женские партии – принцессы Анджелика (шведское сопрано Ингела Болин), пастушки Доринда (не раз выступавшая в Москве англичанка Дебора Йорк), Зорастра (французский бас-баритон Филипп Катлип) – и аккомпанировавший певцам оркестр Musica Viva под управлением английского дирижера Кристофера Мулдса идеально дополняли картину.
Все солисты – специалисты по исполнению старинной музыки, пели ровными голосами, без привычного современному уху вибрато, невольно напоминая людей, идущих со стаканом воды на голове.
Страсти, происходившие на сцене по сюжету, не отвлекали их от сложных музыкальных построений Генделя, звуки голосов сплетались в изысканный ансамбль и, концентрируясь на пении, исполнители не вкладывали в свои роли лишних эмоций, как будто намечая их легкими, карандашными штрихами. Но даже в этой ситуации Патрисия Бордон вызвала сочувствие к своему Орландо, в сцене безумия доказав, что ее голос способен творить настоящие чудеса.
Ольга Романцова, “Газета”