В Москве состоялась премьера симфонии-кончертанто для гобоя с оркестром композитора Андрея Головина.
3 ноября 2022 в Московском концертном зале «Зарядье» прошел концерт, посвященный музыке одного жанра – Симфония-кончертанто. Произведения Моцарта, Стравинского, Бортнянского и Головина исполнили оркестр Musica Viva, под управлением Александра Рудина, и созвездие лучших отечественных виртуозов-духовиков: Мария Сурначева (гобой), Денис Мясников (кларнет), Андрей Шамиданов (фагот) и Станислав Давыдов (валторна).
Мировая премьера Sinfonia concertante Андрея Головина стала грандиозным финалом концерта.
Открыла концерт редко исполняемая Симфония-кончертанто для четырёх солистов с оркестром В. А. Моцарта. В этой пасторальной музыке солисты словно играли друг с другом и оркестром в переклички – казалось, что каждый из них даже дыхание чужое чувствовал. Удивительное понимание самих себя и партнеров царило сцене.
Написанная спустя почти 200 лет после Моцарта «Dumburton Oaks» И. Ф. Стравинского и по сей день считается одним из ярчайших показателей неоклассического стиля Стравинского. Это скорее эксперимент, что подтверждается и историей создания произведения. Оно написано по структурному плану садов вокруг поместья Дамбартон-Оукс – необычное решение композитора.
Произведение Игоря Федоровича провожали бурные овации и после него прозвучал концертный ансамбль Бортнянского, в котором партию солирующего фортепиано исполнил Александр Рудин.
Главное же событие вечера – посвященная Марии Сурначевой Sinfonia concertanto Андрея Головина, написанная в 2021 году.
«Для меня эта премьера – это рождение музыки. И в таком исполнении, о котором только можно мечтать.
Солистка Мария Сурначева извлекает из своего инструмента такие нюансы, которые трудно представить, что можно извлечь. Это почти не правдоподобно! Оркестр и дирижер Александр Рудин фантастически были сконцентрированы, вдохновенны. Это просто блистательно было сыграно!».
– поделился своими впечатлениями композитор.
Мария Сурначева будто бы заворожила публику, почти погрузила ее в некий транс. Что-то магическое было в тремоло скрипок, сопровождающих мелодию солистки: печальную, загадочную, словно в лучших традициях Вагнера бесконечную.
Постепенно появлялось ощущение того, что соло гобоя почти прозрачно – что оно может растаять в любую секунду, оставив после себя лишь воспоминание. Из-за этого не только магия в каждой ноте чувствовалась, но и отчаяние. Что это: диалог с самим собой или же усталое откровение того, кому уже нечего терять?
В любом случае, тутти оркестра прозвучало словно взрыв эмоций. Оно непроизвольно вздрогнуть заставило – но кроме того, еще и прислушаться. Где же этот чарующий, одинокий голос гобоя, потерявшегося в звоне колоколов и гудении оркестра? Сердце будто бы дрожало: неужели этот печальный, тихий плач так и окажется поглощен своим окружением? Очередное соло – и публика вздохнула с облегчением. Публика снова очарована. Снова готова слушать откровение солиста.
«Я не могу поверить в то, что это свершилось, что премьера наконец-то состоялась. Это было достаточно непросто . В этом темпе, именно с этими красками, именно вот так невозможно тихо и так невозможно громко…
У композитора такой размах нюансов… И это потрясающе! Он открывает свою вселенную, одновременно мощную и необыкновенно трогательную, необыкновенно искреннюю.
Мне хочется сказать огромное спасибо всем музыкантам, потому что только в таком коллективе можно было быть абсолютно искренней! Если не можешь быть искренней, невозможно сыграть эту музыку. Я чувствовала такую поддержку и такую силу от оркестра и маэстро, что я смогла это сделать»,
– рассказала Мария Сурначева.
Премьера стала событием. И не только для публики, но и музыкантов.
Александр Рудин:
«Я очень давно знаю композитора Андрея Головина и считаю его нашим выдающимся современником. Мы знакомы больше 30 лет, я неоднократно играл его музыку, дирижировал. Всегда с огромным интересом жду встречи с его новыми сочинениями, которых на самом деле не так уж много, но зато каждое сочинение – это веха, это этап, это значительное событие в нашей музыкальной жизни.
Поэтому сегодняшнее сочинение концертной симфонии для гобоя и оркестра, которое посвящено Марии Сурначевой и которое она блистательно играла, еще раз убедило меня в том, что Головин – наш выдающийся современник, композитор, который говорит, казалось бы простым языком, но говорит об очень серьезных вещах».
Валентина Меркулова