После премьеры международного русско-мальтийского проекта «Хрустальный дворец» прошло не так много времени и все «промоушены», которые должны были случиться, уже случились.
В основном, критика на спектакль была положительной. И, правда, качество сценографии, костюмов и выбора исторического момента весьма интересные.
К выбору места проведения премьеры (остров Мальта) тоже вопросов не имеется. Промелькнуло несколько критических «полуотрицательных» отзывов на предмет хореографического решения спектакля, но и они не испортили общей приятной картины произошедшего 21 июля 2017 года в Валлетте в старинном здании MCC, полном вековой тайны, булатных рыцарей, длинных, безлюдных коридоров и прохладных таинственных подвалов…
Выбор импресарио Константином Ишхановым постановочной группы был совершенно неслучайным. Вся критическая реакция на постановку сводилась к восторженным отзывам о солистах – звёздах мирового балетного театра Иване Васильеве, Марии Виноградовой и Марии Аллаш, которые, поистине, украсили многожанровый спектакль своим мастерством.
Анна Аглатова – Оперная Дива и по совместительству солистка Большого театра органично была «вплетена» в суть повествования.
Писали и о русской звезде драмы и кинематографа Марии Порошиной, которая в самый последний момент согласилась заменить заболевшую Марию Голубкину, заявленную на роль Анны Иоанновны ранее.
Все эти артисты «сделали» львиную долю масштабного спектакля, довели «до ума» основную интригу режиссёрского замысла и, в результате, именно, благодаря им, спектакль имеет ошеломительный успех у публики, кто бы что ни говорил обратное…
Премьера спектакля к 50-летию дипломатических отношений между Россией и Мальтой
Я – очевидец. Это было щемящее, непередаваемое чувство триумфа и постпремьерного счастья, которое подарили артисты. Не было ни одного зависшего в воздухе вопроса к сюжету, не было горечи от увиденного и пережитого, где каждый жест, каждая проигранная сцена «перформанса» была абсолютно понятна зрителю любой национальности.
До сих пор спектакль проигрывается в памяти яркими картинками: вот первая встреча героев, где зарождается их трепетное чувство… Васильев и Виноградова, помимо их высочайшего исполнительского профессионализма, смогли передать тончайшие интимные нюансы истинного чувства влюблённых.
Сцена Царской Охоты предстала перед зрителем в виде масштабного, всесторонне подготовленного мероприятия, где превалирует изобилие вельмож, животных, ярких платьев, всевозможного оружия, обильной еды и питья! Скрупулёзное предметное перечисление здесь неслучайно, оно обусловлено дальнейшими выводами о спектакле, как о произведении высокого класса, имеющего право на лучшие площадки Европы и мира.
Надо отметить, что каждая отдельная картина «Хрустального Дворца» имеет продуманную и законченную структуру, что чрезвычайно ценно в контексте современности.. Сегодня не так много полномасштабных спектаклей, где ярко и честно выведена на первый план интрига действа, где чётко и конструктивно продумана каждая сцена; по-житейски и бытово рассказано зрителю о чувствах и действиях героев.
Сцены личного Кабинета Анны Иоанновны, также, как и сцены Ассамблеи и сцены прибытия в Ледяной дворец Царского кортежа с весёлой свадьбой продуманы постановщиками до мелочей. Здесь присутствует не только быт 18 века. Здесь присутствует дух «того времени»…
Мне, как очевидцу премьеры, как зрителю, думающему и уважающему умный подход в творческой работе очень важна ценность уважительного отношения режиссёра к каждой мелочи в работе актёров.
Режиссёр Екатерина Миронова не стала уповать на одну лишь хореографическую составляющую, которая, безусловно насыщена всевозможными сложными pas – техническими трюками, сложными прыжками, интереснейшими связками и переходами.
Помимо этого всего, постановщик использовала голос и мимику своих артистов, вывела на передний план такие сложные человеческие эмоции, как радость чревоугодия, как «пьяные» танцы вельмож и свиты на свадьбе, как индивидуальный комический дар артистов балета практически во всех сценах спектакля.
Сразу вспоминается кордебалет в «Охоте», который ждёт не самой охоты, а обильного Пикника – и это абсолютно явно; в сцене Ассамблеи постановщики подарили зрителям радость от созерцания комических Павлина и Попугая, которых блестяще исполнили артисты балета.
А пара рыжих Шутов – самых приближённых к Императрице смогли привлечь к себе постоянное внимание публики, совершая всевозможные гримасы, комические прыжки и вообще используя на «всю катушку» свой актёрский дар.
Мне, как искушённому зрителю, понятно, что это тоже огромная заслуга постановщика, когда артисты в полной мере имеют возможность использовать своё индивидуальное исполнительское мастерство на сцене, благодаря обширному и благодатному хореографическому материалу, предложенному балетмейстером.
Постановщик «Хрустального Дворца» – Екатерина Миронова, которая создала целостный спектакль в соавторстве с Александром Сомовым. Весьма интересно изучить творческую биографию режиссёров, чтобы понять, откуда берут истоки прозорливое видение создателей «Хрустального Дворца».
Екатерина Миронова на сегодняшний день, помимо своей довольно обширной хореографической деятельности на различных площадках России и Европы, является действующим руководителем мимического ансамбля Большого театра России.
Выпускница Московской Академии хореографии, Екатерина продолжила свой творческий путь в стенах Большого театра России, где была принята в мимический ансамбль ГАБТ и практически сразу заняла выгодное положение сильной артистки в техническом и актёрском планах.
Надо отметить, что миманс ГАБТ – это отдельное «творческое государство» в Большом Государстве ГАБТ. Там давно служат искусству не статисты, а полноправные и образованные артисты, способные не только танцевать профессионально, но и выразительно исполнять игровые партии любой сложности в различных оперных и балетных постановках.
Миронова со временем возглавила миманс ГАБТ и «развила» коллектив до уровня «танец = актерское мастерство».
Артисты коллектива под руководством Мироновой сегодня танцуют всевозможные сложные хореографические картины во всех оперных спектаклях ведущего театра страны, полностью воспроизводят знаменитые «Половецкие пляски», а так же с успехом исполняют сольные драматические роли в новых постановках ГАБТ.
Здесь важно то, что почти все постановки танцев на главной оперной сцене России были созданы Екатериной Мироновой.
Она – мастер массовых сцен, балов и праздников в действии (Бал в «Войне и мире», Бал в «Борисе Годунове», Бал в «Травиате», массовые пляски в «Золотом Петушке», свадебные танцы в «Сомнамбуле»…)
А ещё, Миронова – сверхъестественно работоспособна. Она работает круглосуточно без сна и отдыха, заражая своим творческим трудолюбием всех вокруг.
Так произошло и при создании «Хрустального Дворца». Первый и главный наперсник Екатерины – Александр Сомов, которого постановщик «лишила» сна и отдыха в творческом вихре своих идей.
Миронова подтянула к работе над спектаклем лучших и креативных людей Москвы – Виталия Галича, Сергея Тимонина, Елену Нецветаеву – Долгалёву. Вся сценография и техническое оснащение «Хрустального дворца» были продуманы и выполнены командой лучших московских профессионалов.
Елена Нецветаева–Долгалёва – в прошлом солистка балета ГАБТ, удивительно красивая женщина и не менее талантливая и трудолюбивая, чем Миронова. Они с Екатериной всю творческую жизнь отдали ГАБТ, впитали в себя искусство Григоровича, Вирсаладзе, Петипа, Левенталя, они видели, как танцуют звёзды – Максимова, Васильев, Плисецкая, Лиепа, Бессмертнова, Семеняка.
Елена Долгалёва, закончив свою танцевальную карьеру, развила до невиданных высот создание самых красивых и качественных балетных костюмов, которые сегодня «нарасхват», вместе с самой Еленой в России и в мире.
Также и Миронова; сегодня её хотят видеть в других странах для создания у себя масштабных и массовых хореографических полотен. Именно поэтому ей Константин Ишханов «заказал» «Хрустальный Дворец». Именно поэтому доверили ангажемент Васильева и Виноградовой, Аллаш, Аглатовой и Порошиной.
Миронова работает с каждым нюансом и в её руках такие звёзды, которые перечислены выше, способны дать феерическое качество хореографического повествования, не упуская ничего. Стремительность трагической развязки, её предопределение было «подготовлено» Мироновой и Сомовым логично раскрывшим страшную сущность Императрицы.
Постановщики смогли нам показать, как за маской душевной простоты Царицы проглядывает уродливая личина недомыслия и равнодушия. Именно поэтому и совсем не зря был показан с самого начала весь конструктивный быт двора, где вельможам нет дела друг до друга. Там, где властвует чревоугодие, пьянство, увеселения и вечные игрища, нет места до сострадания, до заботливости, до понимания чувств других людей.
Меня, как зрителя, ошеломил финал. Физическое замерзание героев можно было показать как угодно. Смерть на сцене создавалась художниками великое множество раз. Когда сцена стала наполняться белыми полупрозрачными фигурами, которые медленно шли, словно сквозь героев, пронзая влюблённых, унося их души, их угасающее от холода сознание, зрители – это моё убеждение, потеряли дар речи от безысходности и ужаса происходящего.
Прозрачный огромный шар, в который заковали героев эти люди – привидения точно передал единственно верное режиссёрское решение – мир сужается до единственной мысли и у каждого она своя. И здесь Миронова «выиграла».
У каждого из нас должна в конце остаться своя мысль… У каждого из героев, у каждого из зрителей, у каждого из артистов… И для кого-то герои не погибли, а уснули и скоро проснуться.
Режиссёр спектакля, думается, позитивный человек в жизни. Она дала каждому из нас возможность поверить в чудо, пропустив через душу и сердце истинную историю человеческой любви двух императорских Шутов…
И последнее. Я – очевидец рождения не только прекрасного балетного полотна на Мальте, но и благодарный зритель, который понимает, что «Хрустальный Дворец» был навеян постановщикам высокими стандартами академического уровня, который принят в Большом театре.
И только талантливый, думающий о публике и об артистах хореограф способен создать шедевр, который должен долго жить в мировом балетном театра.
Мила Мельник, на правах рекламы