Впервые за историю Большого там решились на оперетту! Выбор пал на одну из лучших представительниц этого жанра — «Летучую мышь».
Поставил старушку-оперетту 26-летний Василий Бархатов, снискавший себе славу вундеркинда на ниве оперной режиссуры.
Поставив в этом сезоне «Воццека» композитора-экспрессиониста Альбана Берга, Большой театр решил не расставаться с мелодиями австрийской столицы и обратиться к наследию ещё одного уроженца Вены, к королю вальса Иоганну Штраусу.
Впервые за всю историю Большого там решились на оперетту! Выбор пал на одну из лучших представительниц этого жанра — «Летучую мышь».
Премьера состоится уже 17 марта и обещает быть весьма любопытной, несмотря на то что это будет уже как минимум пятая «мышка» на московских подмостках.
Сейчас «Летучая мышь» с разными успехами идёт в Музыкальном театре им. Станиславского, в «Геликон-опере», в Новой опере и в театре «Московская оперетта»…
Очарование вульгарности
Говорят, Иоганн Штраус потратил на эту оперетту 43 ночи. Впервые на сцену «Летучая мышь» вспорхнула в 1874 году и была встречена зрителями, мягко говоря, прохладно.
Зато через какие-нибудь два десятка лет оперетта захлебнулась в оглушительном успехе и обрела признание по всему миру, правда, к этому триумфу приложил свою руку с дирижёрской палочкой Густав Малер.
Несмотря на лёгкость, которая является обязательной составляющей этого жанра, «Летучая мышь» ставилась в ведущих оперных театрах мира, и управляли ей весьма солидные дирижёры, например Герберт фон Караян и Карлос Кляйбер.
Многие десятилетия практически все музыкальные (а уж тем более музкомедийные) театры на просторах нашей необъятной родины включали «Летучую мышь» в свои репертуары чуть ли не в обязательном порядке. Фильм с обворожительной Людмилой Максаковой и братьями Соломиными крутят по нашему ТВ тоже с завидной регулярностью.
А последние лет эдак 20, наверное, режиссёры старательно открывают глаза российскому любителю оперетт на истинное, исконное содержание «Летучей мыши». А там, кстати, костюм этой самой мыши принадлежит совсем не красавице Розалинде, а мстительному Фальку ну и т.д.
В Большом на презентации «Летучей мыши» музыкальный руководитель театра композитор Леонид Десятников первым делом зачитал присутствующей публике и журналистам отрывок из блестящего эссе об оперетте Юлиана Тувима (кто не помнит, там как раз со смаком рассказывается о том, как «велики и неисчислимы мерзости сценического зрелища, именуемого опереттой»).
Потом Леонид Аркадьевич всё также, не отрываясь от листка, поделился своими мыслями касательно оперетты вообще и новой постановки Большого в частности:
“Оперетту всегда недолюбливали интеллектуалы, она всегда воспринималась как попса, в ней было своего рода очарование вульгарности. «Летучая мышь» слушается сегодня совершенно иначе, чем сто лет назад. То, что раньше в музыке воспринималось как вульгарность, ныне воспринимается как изысканность и аристократизм…
Потопим корабль на бис
Поставил старушку-оперетту 26-летний Василий Бархатов, снискавший себе славу вундеркинда на ниве оперной режиссуры. Сам же он от такого звания старательно открещивается. И то правда, какое там чудесное дитя, когда не за горами уже третий десяток, а за плечами с десяток поставленных спектаклей, в том числе и на сцене Мариинского театра.
Однако ж феномен Бархатова заставляет задуматься, а почему всё-таки более-менее молодых режиссёров в оперных театрах как-то немного, дело ли тут в самих начинающих дарованиях или в системе, которую покамест удалось прошибить только одному…
Итак, Василий Бархатов перенёс место действия на огромный круизный лайнер с названием «Иоганн Штраус». То есть герои Штрауса будут переживать свои приключения на борту корабля, названного в честь их собственного создателя, что уже занятненько. Изменилось и время действия:
“Декорации говорят о 70—80-х годах. Мы выбрали стилистику просто визуальную, чтобы к чему-то быть привязанными. На самом деле речь пойдёт о современных людях,
— признался Василий.
Метаморфозы постигли и героев оперетты. Так, Розалинда волею режиссёра превратилась в оперную приму. А неудачливый её воздыхатель Альфред — в посредственного тенора, мечтающего набиться в любовники к Розалинде, дабы с её помощью сделать карьеру.
Ещё одна режиссёрская вольность: не будет никакой тюрьмы и никакого тюремного сторожа Фроша. Бархатов объясняет это так:
“Всегда казалось, что у третьего акта какая-то обслуживающая роль. Там очень мало музыки и очень много слов, которые призваны объяснить всё происходившее в первом и во втором акте. И всё это пространство тюрьмы в третьем акте кажется мне невнятным. Обычно третий акт в «Летучей мыши» — это то, что нужно потерпеть до конца, потом ещё раз споют про шампанское, и мы наконец похлопаем. И очень мне хотелось избежать постановки такого 3-го акта.”
В итоге в финале второго акта корабль, на котором вволю резвятся герои, начинает тонуть. В третьем — все живые и невредимые выбираются на берег. И в заключение вконец расшалившиеся персонажи топят свой лайнер (который называется, если кто забыл, «Иоганн Штраус») на бис.
По словам режиссёра, одной из главных задач для него при постановке было позаботиться о музыкальном качестве, правильном прочтении этого серьёзного и совсем не лёгкого музыкального материала как оркестром, так и артистами.
“В «Летучей мыши» вокальные партии озвучивать не так легко, как это кажется многим людям, которые уже 20 лет поют арии Штрауса где-то за Уралом. Им кажется, что они озвучивают это произведение, но это не так. Почему-то «Летучей мыши» не очень везёт, считается нормальным в этом произведении опускать или поднимать тональности и т.д.”
Ещё одним ответчиком за должное звучание «Летучки», которая, кстати, будет идти целиком на немецком языке, является художественный руководитель и главный дирижёр Симфонического оркестра Гёттингена Кристоф-Маттиас Мюллер, знакомый нашим меломанам по выступлению с Российским национальным оркестром в Москве, которое приключилось несколько лет назад.
Его место за дирижёрским пультом через какое-то время займёт дирижёр Большого театра Михаил Грановский.
Озвучивать же самих героев будут молодые солисты, как свои (собственно Большого), так и приглашённые. Среди них: Динара Алиева, Анастасия Москвина, Анна Аглатова, Уильям Дейзли, Крезимир Шпицер и другие.
Нам же остаётся только наблюдать за тем, каким окажется плавание корабля «Летучая мышь» на волнах музыкальной стихии столицы.
Вера Величко, “Частный корреспондент”