Мацуев, Абдразаков и Сладковский – о вызовах пандемии и возвращении к концертам.
Как музыканту не потерять форму в изоляции и сохранить дисциплину? Приживутся ли форматы виртуальных концертов? Каким будет возвращение в реальность и кто первым решится дать полноценный концерт? Об этом и многом другом поговорили Ильдар Абдразаков, Денис Мацуев и Александр Сладковский, которые приняли участие в первой встрече “Музыканты на удаленке” дискуссионного онлайн-форума ArtSpacе.
Организатором проекта выступил Фонд поддержки молодых талантов и развития международных культурных связей Ильдара Абдразакова. В рамках форума пройдет 12 еженедельных встреч, объединенных общей темой: “Что потеряет и что приобретет культура после пандемии?”
В начале встречи модератор Юлиан Макаров решил выяснить, что хорошего произошло в жизни самых узнаваемых музыкантов в мире за два месяца изоляции. Известный бас Ильдар Абдразаков поделился радостной новостью – у него родился сын Амир. Из-за пандемии отменились выступления, и он счастливо провел это время с семьей. А еще он разучил новые песни и романсы, на которые в “обычной жизни” времени не хватает.
Пианист Денис Мацуев признался, что “заново познакомился со своей дочерью”, потому что до сих пор ему ни разу не удавалось провести с ней столько времени. А еще он воспользовался передышкой, чтобы разучить новый материал.
“Это особенное время для музыкантов, когда можно столько всего выучить, почитать, посмотреть, наладить, наконец, контакт с близкими”,
– воодушевленно рассказал он.
Художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан Александр Сладковский настроил всех на философский лад, добавив, что изоляция – это еще и возможность заняться самосовершенствованием и
“выйти из карантина просветленным”.
От радостных новостей музыканты плавно перешли к тому, чем была наполнена профессиональная жизнь на карантине, а это и онлайн-выступления, и репетиции “на удаленке”.
“Онлайн-выступление – это не то, нет чувства зала, нет энергетики. Ты играешь для бездушного компьютера и не знаешь, то ли сделать паузу, то ли поклониться, то ли продолжать петь. Нам жизненно необходимы живые зрители и настоящие аплодисменты. Можно проводить онлайн-встречи, совещания, даже давать мастер-классы, но выступать так очень сложно”,
– рассказывает о своем опыте онлайн-выступлений Ильдар Абдразаков.
Денис Мацуев тоже вспомнил свой первый онлайн-концерт:
“Я играл в стену. Понимал, что на меня смотрят тысячи, но играть без отдачи тяжело”.
Затронул он еще один важный аспект жизни любого артиста – необходимость поддерживать форму. По словам Мацуева, для музыкантов, как и для спортсменов, это очень важно, но заставить себя что-то делать, когда нет ближайшей цели – соревнований или концерта, бывает непросто.
Премьеру онлайн-проекта «Домашний сезон» посмотрели более 1,5 млн интернет-пользователей
Александр Сладковский добавил, что и его музыканты нещадно страдают и теряют форму:
“Они четко выполняют мои указания, но без реальных репетиций очень тяжело”.
Отвечая на вопрос, есть ли будущее у онлайн-выступлений, музыканты сошлись в одном: главное, чтобы это не вошло в привычку. Но они согласились бы на подобные эксперименты не чаще одного раза в месяц. А пока все с нетерпением ждут возвращения к обычной жизни. Правда, пока не ясно, будет ли мир прежним?
“В прошлом году я сыграл более 250 концертов, а на сегодняшний день у меня уже отменилось 148. И речь идет уже о весне 2021 года. Туры, которые были с европейскими и американскими оркестрами, накрываются. Мы оказались в ситуации, в которой никогда раньше не были”,
– оценивает последствия изоляции Денис Мацуев и обращает внимание на еще одну серьезную проблему – на что музыканту жить во время карантина.
https://www.classicalmusicnews.ru/interview/denis-macuev-muzyka-moguchaja-vakcina/
Если топ-артисты смогли накопить какую-то подушку безопасности, то что делать музыкантам-фрилансерам?
“Настало время трубить со всех трибун. Фрилансеры живут от концерта до концерта, и сейчас они попали в жуткое положение. Есть, конечно, фонды, спонсоры, государственные гранты, но проблема в том, как понять, кого включить в список, а кого нет. Мой фонд патронирует тысячи молодых талантливых музыкантов, а кто поможет возрастным музыкантам? Мы не имеем права о них забывать”,
– объясняет Денис Мацуев.
Единственный выход, по мнению музыкантов, – возобновление выступлений. И уже появляются первые обнадеживающие новости. Так, Венский концертный зал Музикферайн начинает программу “настоящих” концертов уже в июне. В зал, правда, пустят всего 1000 зрителей, чтобы обеспечить социальную дистанцию, буфеты будут закрыты, а антракты отменены.
“Музыканты оркестра не смогут сидеть на расстоянии – это исключено. У оркестра своя строгая рассадка, нарушать ее нельзя, на сцене важно чувство локтя”,
– размышляет о возможности выступления своего оркестра Александр Сладковский.
“С одной стороны, хорошо хоть так. А с другой – это же маразм: если зрителей сажать в шахматном порядке, то зал будет заполнен всего лишь на треть. А разве в метро или самолете кто-то соблюдает шахматный порядок?
– спрашивает Мацуев.
– Я много общаюсь с директорами театров и организаторами фестивалей, и они все рассчитывают, что летом пандемия пойдет на спад и можно будет организовывать больше концертов open-air”.
Дениса поддержали и Абдразаков, и Сладковский. По их мнению, летние концерты на открытом воздухе смогут стать настоящим спасением для музыкантов. Всегда можно сделать сцену чуть больше и зрителей рассадить на безопасном расстоянии.
Неначатая симфония: оркестры России могут взять паузу до 2021 года
Денис Мацуев решительно настроен использовать летнее время для выступлений.
“Мы обязательно поедем в регионы, и это для всех будет как глоток свежего воздуха. А 4 сентября мы непременно откроем наш фестиваль “Звезды на Байкале” в Иркутске”,
– заявил он.
А уже в июне Денис Мацуев выступит в Берлине вместе с Берлинским филармоническим оркестром. Концерт, посвященный памяти маэстро Мариса Янсона, состоится 19-20 июня в Digital Concert Hall.
“Мы решили, что сыграем Первый концерт для фортепиано и трубы со струнным оркестром Дмитрия Шостаковича без дирижера. Это будет посвящение дорогому Марису”,
– пояснил Мацуев.
В ближайших планах Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан – вернуться к полноценным репетициям уже в июле.
“30 августа, в День республики Татарстан, оркестр по традиции сыграет у стен казанского Кремля”,
– анонсировал ближайшее выступление Александр Сладковский и добавил, что для него, как руководителя, важно, чтобы все музыканты были здоровы, поэтому они будут строго следовать всем рекомендациям.
Наталья Лебедева, “Российская газета”