В Московской консерватории проходит международный фестиваль к столетию со дня рождения Оливье Мессиана – крупнейшего композитора ХХ века, органиста, пианиста, педагога.
Событием стал концерт в Большом зале консерватории, программа которого состояла по преимуществу из российских премьер. Оркестром “Новая Россия” дирижировал французский маэстро Даниэль Кавка.
В последние годы жизни Оливье Мессиан работал над двумя сочинениями, услышать которые уже не успел. Одно из них – Концерт для четырех солистов с оркестром, посвященный виолончелисту Мстиславу Ростроповичу, гобоисту Хайнцу Холлигеру, флейтистке Катрин Кантен, пианистке Ивонн Лорио и дирижеру Мюнг Вун Чунгу.
В их исполнении концерт впервые прозвучал через два года после смерти автора; оркестровка осталась незавершенной, ее закончила вдова композитора Ивонн Лорио.
Поскольку крупные сочинения Мессиана в России практически не играют, включение его лебединой песни в программу московского фестиваля особенно знаменательно. Концерт не принадлежит к числу популярных опусов Мессиана и даже в юбилейный год исполнялся во всем мире лишь однажды, тогда как хиты вроде Квартета на конец времени играются к столетию автора десятки раз. На их фоне концерт звучит менее эффектно, хотя и не менее выразительно.
Это своего рода энциклопедия творчества Мессиана: здесь отражены и ранние его сочинения (вторую часть концерта композитор создал на основе своего же вокализа 1935 года), и зрелые шедевры, такие как симфония “Турангалила”, ее весьма напоминает финал.
А еще две части основаны на пении птиц, изучение которого лежало в основе работы Мессиана. Здесь поют и садовая славка, и венесуэльская птица музыкант-троглодит, и экзотические птицы Австралии и Новой Зеландии. Их голосами разговаривали флейта Ольги Ивушейковой, гобой Дмитрия Булгакова, фортепиано Михаила Дубова и виолончель Александра Загоринского.
Сложный экзамен солисты выдержали с честью. На высоте оказался и оркестр “Новая Россия”, уделивший особое внимание подготовке именно этого сочинения. А открыл программу хрестоматийный прелюд к “Послеполуденному отдыху Фавна” Дебюсси, напоминающий об истоках творчества Мессиана.
Не менее любопытным оказалось второе отделение, представившее учеников Мессиана – Яниса Ксенакиса и Жерара Гризе.
Ксенакис научился у Мессиана главному – быть не похожим ни на кого. Его музыка, тесно связанная с применением теории вероятности и увлечением композитора архитектурой, – особый, замкнутый мир, который еще предстоит открыть.
Окошком в этот мир стала пьеса “Empreintes”. Гризе не менее своеобразный мастер: чего стоит хотя бы состав оркестра, использованный в его пьесе “Transitoires”, где звучат пять кларнетов, два саксофона, аккордеон, электроорган и электрогитара.
Сочинениям Ксенакиса и Гризе в исполнении “Новой России” не хватило напряжения: московские оркестры пока не слишком сильны в подобном репертуаре. Однако их работа по его освоению заслуживает уважения и поддержки.
Большой зал консерватории был практически полон – показатель того, что подобные программы, несмотря на сложность их реализации в Москве, имеют здесь свою аудиторию, и она растет.
“Моя мечта – переполненные залы, у которых дежурит милиция, и мы этого добьемся”,
– признался корреспонденту “Газеты” один из организаторов фестиваля Юрий Каспаров. Именно по его инициативе в столице в последние годы исполнялись оркестровые сочинения Пьера Булеза, Луи Андриссена, Анри Дютийе и других современных европейских классиков, которых в России почти не играют.
Продолжением фестиваля станут концерты в начале ноября, будут исполнены и ключевые сочинения Мессиана, такие как фортепианный цикл “Двадцать взглядов на младенца Иисуса”, и малоизвестные камерные опусы, прежде в России не звучавшие.
Илья Овчинников, “Газета”