Их называют посланниками культуры, миротворцами, «проводниками света», врачевателями душ. А иногда – нарушителями границ и даже разжигателями войны.
Как ни удивительно, не везде их встречают с распростертыми объятиями: мир неспокоен, и в нем пока еще полно мест, где людей делят на своих и чужих. Но препоны не останавливают, а еще больше убеждают в правильности выбранного пути. Для искусства и дружбы не должно быть препятствий, а трудности легче преодолевать вместе.
В этой убежденности – залог успеха международного гуманитарного проекта «Музыка за мир», участники которого во главе с пианисткой Марией Немцовой и саксофонистом Виталием Ватулей вот уже семь лет колесят по свету с мастер-классами и благотворительными концертами.
https://www.classicalmusicnews.ru/anons/koncertnyiy-tur-po-severnomu-kavkazu-muzyka-za-mir-nachnet-v-groznom/
В перерывах между поездками они успевают учиться (Виталий – аспирант Амстердамской консерватории) и работать (Мария в той же консерватории – концертмейстер-коуч), в конце концов, заниматься, готовить новые программы.
У обоих в досье – множество конкурсных побед, дипломы серьезных вузов, но есть извечная потребность идти дальше и расти над собой, наращивать опыт и обмениваться им с другими. Они направляются в те точки планеты, где люди пострадали от стихийных бедствий, терроризма, военно-политических катаклизмов, а также туда, где требуется поддержка музыкального образования и помощь профессионалов. И все эти годы молодых музыкантов поддерживает меценат Борис Ротенберг.
Участники проекта «Музыка за мир» наводят культурные мосты, используя классическую музыку как проверенный временем строительный материал.
Начав нынешний сезон на Кавказе (Северная и Южная Осетия, Чечня, Дагестан), музыканты посетили Албанию, Косово, Украину, Палестину и Израиль, после Нового года отправились в Иорданию, весну встретили в Индии, в конце апреля провели тур по Балканам и завершат сезон в июне выступлениями в Армении и Нагорном Карабахе. (Хотя знают, что визит в Степанакерт опять напомнит о включении их имен «в список нежелательных лиц Азербайджана».)
https://www.classicalmusicnews.ru/anons/music-for-peace-erevan-2015/
Балканский тур продлился почти две недели: стартовал 22 апреля 2017 в Белграде и закончился 2 мая в Загребе. С Сербией Мария Немцова и Виталий Ватуля налаживали отношения несколько лет, и теперь поддерживают теплую дружбу и расширяют круг общения.
В этот раз российско-белорусский квартет – Мария Немцова, Виталий Ватуля, скрипач Артём Шишков (лауреат конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе) и виолончелист Евгений Румянцев (лауреат конкурса имени Чайковского) – провел 12 дней в Сербии, Хорватии и Боснии практически без выходных дней, с минимумом личного времени.
Маршрут и логистику Мария выстроила самостоятельно, связавшись с заинтересованными людьми в шести городах. Была составлена нетривиальная программа, где соседствуют Гендель и Шостакович, Дебюсси и Пьяццолла, Шуман и Шнитке, американский композитор сербского происхождения Никола Ресанович и японец Такаси Ёсимацу.
Планы пришлось пересматривать, меняя на ходу. Посольство Великобритании в Белграде задержало на неделю выезд Артёма Шишкова, и в части тура квартет сменился трио.
В Белграде музыканты дали концерт в новой галерее ArtGet в самом центре сербской столицы, где кипит культурная жизнь – проводятся всевозможные выставки, семинары, литературные и музыкальные вечера. Мастер-класс в ведущей музыкальной школе города (вроде нашей ЦМШ) показал очень высокий уровень подготовки учащихся. А через день едва ли не все население городка Зренянин собралось в местной школе искусств, куда на мастер-классы и концерт приехали коллеги и студенты даже из консерватории Нови-Сада.
Столица Республики Сербской принимала музыкантов с мастер-классами в школе имени Владо Милошевича, а концерт прошел в историческом месте – «Банском дворе», бывшей княжеской (банской) резиденции, более 60 лет назад переориентированной под культурный центр.
В Сараеве играли и преподавали в Боснинском институте, открытом на месте старинных турецких бань. В Сплите – в Академии изящных искусств местного университета, в Загребе – в знаменитой Академии музыки.
Евгений Румянцев, впервые в этом сезоне присоединившийся к проекту, признался, что проект дает ему новый колоссальный опыт.
– Между преподаванием в Московской консерватории, где я работаю, и публичным преподаванием – огромная разница. Во всех городах мы, несмотря на плотный график, много повидали, пообщались со многими людьми, получили массу самых разных впечатлений – и грустных, и радостных.
Ребята, с которыми мне довелось работать, были очень сильные, особенно в Загребе, Сплите и Белграде. Там, конечно, более развита и активна культурная жизнь, проводятся конкурсы и фестивали, сохранены традиции. И это притом, что виолончель, скажем, менее популярна, чем даже саксофон. Но уровень исполнительского мастерства молодых людей вполне сопоставим, в частности, с Москвой.
Наибольшее впечатление произвели на меня как на педагога две девочки-виолончелистки из Белграда и Загреба. Обычно, когда слушаешь ученика, сразу понимаешь, где что поправить и подсказать, а тут я слушал Сонату Бетховена, и понемногу становилось страшно, потому что сказать было нечего…
Одна из самых ярких участниц виолончельных мастер-классов – 17-летняя студентка из Белграда Яна Симич. Из саксофонистов самое сильное впечатление произвел 22-летний Лука Прелас, блестяще показавший себя на мастер-классе в Загребе. Лука родом из небольшого городка Вараждин – того самого, о котором поют в знаменитом дуэте герои оперетты Кальмана «Марица». Вараждин – очень музыкальный город, известный барочным фестивалем и фестивалем уличных представлений.
«В Хорватии сильная саксофонная школа,
– говорит Виталий Ватуля.
– Например, Лука Прелас – ученик профессора Загребского университета Драгана Сремеца, одного из ведущих саксофонистов, основателя Zagreb Saxophone Quartet. Лука играл сложнейшую сонату Уильяма Олбрайта на очень высоком уровне. Он очень разносторонне одаренный человек: учится на филфаке университета, увлекается театром – занимается режиссурой и играет в спектаклях.
Другой известный педагог – Милан Савич, директор фестиваля Belgrade Saxperience, у него тоже интересные ученики. В Сплите с нами выступал Гордан Тюдор – один из крупнейших европейских саксофонистов, который, кстати, учился и у Драгана Сремеца (который обучался в Париже) и у моего амстердамского профессора Арно Борнкампа.
В целом мастер-классы показали, что в разных учебных заведениях есть некоторые отличия в подходе к обучению игре на саксофоне, в самом звукоизвлечении. В Сербии и Боснии на саксофонах играют в основном бывшие кларнетисты, а в Хорватии есть педагоги-саксофонисты с европейской выучкой, поэтому дела там обстоят намного лучше».
Во всех городах музыкантам был оказан теплый прием, где бы ни приходилось выступать – в маленьких школьных залах небольших городков или столичных музыкальных центрах. И это главное, как говорят участники проекта, – заинтересованность людей – музыкантов, педагогов, слушателей. Конечно, люди живут не только музыкой, и невозможно не улавливать общие настроения.
Мария Немцова:
«Конечно, концерты и мастер-классы приносят огромную радость, но многое в местах, куда мы приезжаем, наводит и на грустные мысли. Например, в Боснии люди до сих пор не пережили войну, геноцид, все, что с этим связано. И от этого никуда не деться. Да и в Сербии тоже – они не могут простить Косово.
В музыкальной академии в Сараеве до сих пор не заделана огромная дыра от снаряда в стене. За обедом вам могут рассказывать о том, как убивали, пытали, сжигали людей и многое другое. Боль еще не утихла».
Евгений Румянцев:
«В таких поездках ты осознаешь свою миссию, чувствуешь, что даже если то, что ты делаешь – капля в море, то это все равно кому-то очень важно и нужно. Ведь любая, даже самая короткая, встреча может стать началом чего-то большого и хорошего.
Конечно, я бы с удовольствием продолжил сотрудничать с Марией и Виталием в их проекте, у нас сложился отличный альянс, и это тот редкий случай, когда люди сразу понимают друг друга с полуслова».
Артём Шишков:
«Этот проект уникален и важен для меня тем, что дает возможность людям услышать музыку в прекрасном исполнении и получить бесплатные мастер-классы там, куда почти никто из музыкантов не доезжает. Лично я с проектом побывал уже в Израиле и Палестине неоднократно, в Иордании, на Северном Кавказе, в Индии, в Сербии, в СНГ.
Эти поездки дают колоссальную отдачу. Сильные эмоции. И огромное удовлетворение от того, что ты делаешь что-то настоящее. А люди, тем более дети, чувствуют искренность, особенно когда ее так не хватает вокруг. Да, в местах, куда мы приезжаем, не все бывает благополучно, и это чувствуется. Но когда я работаю с детьми или играю концерт, мы все будто забываем о плохих моментах.
Проект «Музыка за мир» дает огромную мотивацию для любителей классической музыки, а также для тех, кто хочет заниматься этим профессионально.
Маша и Виталий действительно делают все это от души и безо всякой коммерции. Короче говоря, они везут искусство туда, куда ему пробиться непросто из-за внешних обстоятельств. А людям это нужно везде, независимо от политической ситуации вокруг».
Торжественное закрытие нынешнего сезона проекта «Музыка за мир» состоится 4 ноября 2017 года: гала-концерт пройдет в Камерном зале Дома музыки. В нем примут участие Мария Немцова, Виталий Ватуля, Жан-Дени Миша (саксофон, Франция), юные музыканты – победители проекта и Московский камерный оркестр Musica Viva с английским дирижером Александром Уолкером за пультом.
Татьяна Давыдова