Московский государственный академический камерный хор, именуемый обычно «Хор Минина», в самом преддверии своего 45-летнего юбилея выступил 3 апреля 2017 года в Большом зале консерватории.
Концерт состоялся в рамках цикла «К 150-летию Московской консерватории», которую окончил создатель и бессменный художественный руководитель хора Владимир Николаевич Минин.
Перед началом концерта прошла краткая официальная церемония. Провёл её ректор консерватории профессор Александр Сергеевич Соколов, назвавший предстоящий концерт «приношением В. Н. Минина своей Alma Mater». Он напомнил, что А. В. Свешников пригасил ещё студента Минина своим помощником.
А. С. Соколов вручил В. Н. Минину особый знак из золота и серебра, символизирующий Большой зал консерватории и вручаемый великим музыкантам нашего времени, выступавшим в этом зале.
«Мы вручаем этот знак Минину во имя благодарности и счастья считать Владимира Николаевича в числе наших друзей».
В ответном слове В. Н. Минин сказал:
«Мне только остаётся поблагодарить вас за оказанную мне честь быть среди таких именитых музыкантов Московской консерватории и порадоваться тому, что я дожил до этого момента».
Собственно концерт начался великолепным исполнением «Трёх миниатюр» Георгия Свиридова: «Хоровод» на стихи А. Блока, «Веснянка», «Коляда» (из народной поэзии) под управлением В. Минина. Мы стали свидетелями почти абсолютного слияния дирижёра и хора. Но для этого коллектива и Минина – это постоянное явление. На таком слиянии зиждется многолетний непреходящий успех мининского хора.
К тому же музыка Георгия Свиридова с рождения Камерного хора Минина и по сей день – один из краеугольных камней его репертуара. С этой музыкой Минин создал несколько хоровых шедевров. Достаточно вспомнить «Пушкинский венок» и его вершину – гениальную «Зорю бьют» с Александром Ведерниковым.
Затем концерт шёл под управлением Тимофея Гольберга – молодого дирижёра, вот уже около года ставшего вторым дирижёром мининского хора. Этот концерт – второе публичное появление Гольберга на столичных эстрадах.
Первые впечатления от дебютов молодого дирижёра самые что ни на есть благоприятные. Тимофей Гольберг окончил Нижегородскую консерваторию в 2014 году по классу «дирижёр академических хоров». В 2015 году стал лауреатом первой премии II Всероссийского музыкального конкурса в номинации «Хоровое дирижирование».
Одновременно Гольберг получил специальность оперно-симфонического дирижёра, что на порядки расширяет его исполнительский диапазон. Тимофей свободно владеет как хоровой, так и оркестровой мануальной техниками, которые значительно разнятся между собой.
А Владимир Николаевич Минин незаметно переместился в легендарный шестой ряд партера БЗК и превратился в слушателя. Позволю себе лирическое отступление, навеянное цифрой шесть.
В БЗК есть не менее легендарная ложа № 6, в которой в прежние времена, до ремонта БЗК, можно было встретить самых выдающихся музыкантов страны. Не счесть числа тех, с кем мне довелось побеседовать в этой ложе. Не говоря уже о тех, с кем волнительно просто сидеть рядом.
Самыми незабываемыми были встречи в шестой ложе с Иваном Семёновичем Козловским, который был её завсегдатаем – он приходил сюда очень часто. У него в шестой ложе было своё постоянное кресло, крайнее в первом ряду; там он был отгорожен от зрительного зала портьерой. Его присутствие знатоки узнавали по руке, постоянно лежавшей на бортике.
После его смерти на стене рядом с ложей повесили табличку: «В этой ложе любил сидеть Иван Семёнович Козловский». После ремонта эта табличка исчезла, а жаль.
В любом зале возраста и масштаба Большого зала московской консерватории витают тени великих музыкантов прошлого. Их немало, но и среди этих теней сама собой выделяется самая яркая, ощутимая. В БЗК такой тенью для меня является Иван Семёнович Козловский. Разумеется, в этой ложе сиживали и другие музыканты, не менее великие, чем он, но волею судеб – и наверняка не случайно – именно фигура Козловского стала символом шестой ложи.
Прошу читателя простить мне это отступление и возвращась к концерту мининского хора.
Приход нового дирижёра в любой коллектив влечёт за собой появление в его репертуаре и новых авторов, и новых сочинений. Так произошло с приходом в хор дирижёра Тимофея Гольберга. В программе рецензируемого концерта – произведения двух «провинциальных» композиторов: Станислава Стразова из Нижнего Новгорода и Анатолия Нименского из Екатеринбурга.
Весьма похвально, что хор знакомит слушателей не только со столичными авторами, но и композиторами других музыкальных центров России.
По инициативе Гольберга в репертуар хора органично вошли также французский мадригал «Il est bel et bon» Пьера Пассеро и «Alleluia» американского композитора Рэндалла Томпсона.
Станислав Стразов родился в 1941 году в г. Иваново. Окончил Горьковскую консерваторию. Он автор шести симфоний, симфонических поэм, увертюр, произведений концертно-симфонического жанра, многочисленных сочинений для хора, фортепиано и других инструментов, романсов, песен, музыки к театральным спектаклям и телефильмам. Его перу принадлежат хоры и хоровые циклы на стихи русских поэтов: Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, И. Никитина, А. Апухтина, С. Есенина.
В программу концерта вошёл интересный хоровой цикл С. Стразова «Ночь» на стихи Афанасия Фета: «Звёздная ночь», «Серебряная ночь» и «Осенняя ночь». Третья из них произвела на меня наибольшее впечатление; она дала хору возможность показать свои лучшие качества.
Анатолий Нименский родился в 1950 году в Свердловске (ныне Екатеринбург). Окончил в 1973 году Уральскую консерваторию и преподаёт в ней на кафедре композиции. Член Союза композиторов СССР. Исполненные в концерте «Пересуды» из хорового концерта «Игральные вечерки» в чём-то перекликаются с хоровым театром «Перезвоны» Валерия Гаврилина – но именно перекликаются, а не копируют.
Временной диапазон новых для хора западных композиторов растянулся на пять веков. Пьер Пассеро (1509–1547) – французский композитор эпохи Возрождения. Был одним из самых популярных композиторов «парижского шансона» во Франции в те годы. Список дошедших до нашего времени его работ состоит почти исключительно из шансона.
Большинство из них имели «деревенский» характер, подобный песне-скороговорке, использовалось звукоподражание, двусмысленности, а зачастую и просто непристойности, что нередко в популярной музыке Франции и стран Бенилюкса 1530-х годов.
В те времена мадригал «Il est bel et bon», где имитируется кудахтанье кур, был одним из популярных.
– А знаешь, кума, какой муж-то у меня – добрый, красивый…
(Болтали друг с другом две женщины, уроженки одной страны)
– Да что вы говорите! Правда, хороший?
– Да, он и не бранится на меня, и не бьёт,
Он и хозяйством домашним занимается,
Он и кур кормит,
Он и радует меня по ночам…
Да это я так, кумушка, повеселить тебя хотела!
Знаешь, как будто курочки квохчут:
«Кудах-тах-тах, кокетка, что у тебя там такое?..»
(Перевод Веры Мельниковой)
Мадригал этот веселит слушателей и по сей день.
Американский композитор Рэндалл Томпсон (1899–1984), практически наш современник, написал три симфонии и множество вокальных произведений. Известен он главным образом хоровыми сочинениями. «Alleluia», ставшая самой популярной его хоровой пьесой, сочинена по заказу русского дирижёра Сергея Кусевицкого, четверть века руководившего Бостонским симфоническим оркестром, для открытия Музыкального центра Беркшира в Танглвуде.
Честно говоря, я слушал «Alleluia» Томпсона в некотором недоумении: характер пьесы почти не совпадает с её названием и смыслом в моём понимании. Древнееврейское «Alleluia» – это молитвенное радостное хвалебное слово, обращённое к Богу. Здесь же, за исключением одного фрагментика, поближе к финалу, ни радости, ни хвалы не слышно.
Мелодия плавно течёт в темпе andante или adagio, в узком динамическом диапазоне, без эмоциональных всплесков – без которых похвала теряет смысл. Сравните хотя бы с самой знаменитой «Alleluia» из «Мессии» Генделя – в ней каждый возглас «Alleluia» звучит с восклицательным знаком.
Интересна по звучанию пьеса «Северное сияние» ныне живущего латышского композитора Эрика Эшенвалдса. У некоторых артистов хора появляются в руках бокалы из тонкого стекла, в разной степени заполненные водой. И когда по кромке бокала водят мокрым пальцем, раздаются звуки различной высоты (по степени наполненности бокала), напоминающие свист. Эти «свисты» придают хору необычную, «космическую» звуковую окраску. В «Северном сиянии» блестяще солировал тенор Сергей Годин.
Второе отделение состояло из «Мессы времён войны» (Месса с литаврами) Йозефа Гайдна. Симфоническим оркестром студентов Московской консерватории (худ/рук. А. Левин) дирижировал Тимофей Гольберг. В исполнении принимали участие солисты: Евгения Сорокина (сопрано), Алёна Шабалдина (меццо-сопрано), Игорь Вялых (тенор), Алексей Рэйтер (бас).
Мессу с литаврами я слышу впервые – и каждый раз, не исключая и этого, слушая незнакомые мне сочинения Гайдна, не перестаю восхищаться неистощимостью его фантазии. Из всего Гайдна, что я слышал, не помню ни одного случая самоповтора или самоцитирования. Можно с сожалением отметить некоторую недооценённость его наследия. Радует, однако, что последнее время интерес к его музыке неуклонно растёт. Я уверен, что время Гайдна ещё придёт.
Исполнение было со всех точек зрения более чем пристойно. Как симфонический дирижёр Гольберг продемонстрировал полную профессиональную состоятельность. Было бы очень хорошо, если бы он в дальнейшем Гольберг развивался не только как хоровой, но и как симфонический дирижёр. Единственное, на что я обратил бы его внимание, – это временами слишком мелкое дробление жеста, что лишает оркестр некоторой «свободы дыхания».
Среди солистов надо в первую очередь выделить сопрано Евгению Сорокину. Её отличает не только красота и подвижность голоса, но и стилистическая точность.
Хорош был тенор Игорь Вялых со своим мягким, но сочным тембром. Неплохо выступила меццо-сопрано Алёна Шабалдина. От оценки баса Алексея Рэйтера я воздержусь, зная, что он пел на замену и вошёл в коллектив участников за день до выступления.
С самой хорошей стороны показал себя студенческий симфонический оркестр. Группы неплохо сбалансированы, даже медь на удивление чистая. И всё это при том, что играют студенты трёх первых курсов! Главная заслуга в том, что этот оркестр звучит на столь приличном уровне при перманентно текучем составе, принадлежит его художественному руководителю профессору Анатолию Левину.
Название мессы указывает на солирующую роль литавр. Их партию блестяще исполнил Андрей Габелков.
Концерт стал достойным преддверием юбилейного концерта, назначенного на 27 апреля в Концертном зале им. Чайковского.
Владимир Ойвин