В рамках абонемента № 41 Московской филармонии «Шедевры и премьеры» 5 апреля 2017 года в Концертном зале им. П. И. Чайковского состоялось исполнение оратории Феликса Мендельсона-Бартольди «Павел» для солистов, хора и оркестра.
Солисты: Мехтильд Бах (сопрано), Бритта Шварц (меццо-сопрано), Маркус Шафер (тенор), Манфред Биттнер (бас-баритон). Партия органа – Евгения Кривицкая. Хор Дворцовой церкви г. Вайльбург (худ. рук. Дорис Хагель), Московский камерный оркестр MUSICA VIVA). Дирижёр – Александр Рудин.
Исполнение оратории было посвящено 500-летию протестантизма, возникновение которого условно отсчитывается от 31 декабря 1517 года, когда католический священник и богослов Мартин Лютер прибил к дверям Виттенбергского собора свои 95 тезисов.
Так началось обличение римо-католической церкви в том, что она узурпировала право быть единственным посредником между Богом и человеком. Другим объектом резкой критики стала продажа индульгенций – грамот с отпущением грехов. Эти тезисы ещё не были полным и систематическим изложением учения протестантизма, но положили ему начало.
Концерт состоялся при содействии посольства Германии в Москве.
Это был во всех смыслах великолепный концерт – и по неожиданному для большинства зала характеру и качеству самой музыки, и по солистам, и по хору.
Что касается самой музыки, то большинство слушателей имеет представление о музыке Мендельсона по свадебному маршу, песням без слов, увертюрам «Сон в летнюю ночь», «Морская тишь и счастливое плавание», «Итальянской симфонии» и т. п. Но эти представления в корне неверны.
Если вы не поленитесь и просмотрите список сочинений Мендельсона, то увидите, что около половины их предназначены для Церкви. За те 37 лет, что были отпущены ему провидением, Мендельсон сочинил очень много церковной музыки. Это две грандиозные оратории: «Павел» и «Илия» (третья, незаконченная – «Христос»), Magnificat, Gloria, множество псалмов, хоралов и церковных песнопений, органных хоралов. Его с полным основанием можно называть церковным композитором. Нельзя забывать и заслуг Мендельсона в широком развитии в мире интереса к музыке Иоганна Себастьяна Баха.
Здесь уместно одно важное отступление. Есть расхожее мнение, что в начале XIX века И. С. Бах был практически полностью забыт – и только исполнение Мендельсоном в 1832 году баховских «Страстей по Матфею» возродило интерес к наследию гениального лейпцигского кантора.
Это мнение, мягко говоря, не совсем верно. Старшего Баха не забывали никогда. Хотя бы потому, что в церквах его музыка по-прежнему звучала; его сыновья стали знаменитыми композиторами. Просто масштаб его известности перестал соответствовать масштабу его гениальности. Мендельсон помог миру осознать то, что спустя полтора века точно сформулирует Альфред Шнитке:
«Бах – это эпицентр музыки. К нему всё шло и от него всё вышло».
Мендельсон собирался сочинить три больших оратории на библейские сюжеты, связанные с Христом. Первой стала оратория «Павел» – об апостоле Иисуса Христа, который, прежде чем им стать, был злейшим гонителем первых христиан, под именем Савл. Он был организатором побиения камнями первомученика Стефана. После того, как по дороге в Дамаск, куда Савл спешил для преследования христиан, ему явился Христос, Савла, взяв имя Павел, превратился в самого ревностного последователя Христа.
Второй была сочинена оратория «Илия» о ветхозаветном предшественнике Христа, пророчествовавшем о грядущем пришествии Мессии. Третью – «Христос» – Мендельсон закончить не успел.
Мендельсон никогда не скрывал, что образцом при сочинении этих ораторий для него были «Страсти по Матфею» И. С. Баха. Но именно образцом, а не предметом копирования или стилизации. Музыка «Павла» гораздо более романтическая – оставаясь при этом хоральной по стилю и религиозной по духу. В ней не было никакой ожидаемой многими «сиропности».
В целом получилась монументальная фреска, писанная не плотной темперой, а прозрачной акварелью. (Я знаю, что фрески акварелью не пишутся, но позволил тут использовать это определение для описания характера музыки).
Текст оратории практически полностью составлен из библейских цитат. За основу взят текст из новозаветных «Деяний апостолов», но не только. Использованы фрагменты из новозаветных книг: Евангелие от Луки, посланий Павла к Тимофею, Коринфянам, Римлянам и «Откровения Иоанна Богослова» (Апокалипсис).
А из ветхозаветных книг использованы Псалмы, книги Левит, Исайи и Иеремии. В № 36 хор исполняет в качестве Cantus Firmus лютеранский «Символ веры» («Веруем»), составленный Мартином Лютером. Два хорала Мендельсон цитирует полностью: № 16 Филиппа Николаи (1599 г.) и № 26 текст Й. Хеермана (1630 г.), мелодия – Нюрнберг (1676 г.). Подбор текстов показывает хорошее знание Мендельсоном всей Библии и лютеранского богословия. Собственно, такое знание Библии свойственно большинству протестантов. И по сей день большинство из них раз в год перечитывает всю Библию полностью.
Удачным и очень ровным был подбор солистов – каждый из которых, может, и не блистал каким-то суперкрасивым и звучным голосом, но все вместе они радовали инструментальностью, чистотой и прозрачностью. Хотя в некоторых эпизодах они выдавали просто великолепный вокал.
Солисты были точны в стиле и не грешили во вкусе. А уж как они были безупречны в ансамблях – и слов нет. Наиболее интересными мне показались бас-баритон Манфред Биттнер и сопрано Мехтильд Бах.
Репертуар М. Биттнера включает произведения разных эпох, начиная от опер и ораторий средневекового барокко, классики и романтизма до премьер сочинений современных авторов. У него есть множество радио и СD записей. Он постоянно выступает и записывается с такими известными коллективами, как Фрайбургский барочный оркестр, Берлинская академия старинной музыки, Оркестр Тонхалле в Цюрихе и др., и с такими дирижёрами как Филипп Херревеге, Рене Якоб, Томас Хенгельброк и др. В рецензируемом концерте Биттнер проявил мощь в сценах Савла-гонителя, и смирение в эпизодах Павла.
Мехтильд Бах гастролирует по всей Европе; сотрудничала с Райнхардом Гёбелем, Петером Нойманном, Манфредом Хонекем, Тоном Коопманом, Гельмутом Риллингом, Конрадом Юнгхэнелем. Выступала на Дрезденских днях музыки, в Международной академии Баха в Штутгарте, в замке Вайльбург, на Неделях музыки Малера в Тоблахе, в филармониях Берлина и Кёльна, Берлинском драматическом театре, Консертгебау в Амстердаме, во многих других музыкальных центрах Европы. Постоянная приглашённая солистка ансамбля «Кантус Кёльн». В последние годы поёт также в Оперном театре Галле (родном городе Генделя) и театре Люцерна. В этом концерте блистательным у Мехтильд Бах было исполнение № 7 «Иерусалим, Иерусалим, побивающий пророков» (от Луки, 13,34). Оно проникало глубоко в душу.
Бритта Шварц выступает с известными оркестрами – Берлинским и Израильским филармоническими, Консертгебау в Амстердаме, «Академией святого Мартина в полях», Саксонской государственной капеллой и «Капеллой Андреа Барка»; сотрудничает со знаменитыми дирижёрами, среди которых Филипп Херревеге, Кент Нагано, Марек Яновский, Петер Шрайер, Густаво Дудамель. Бритта Шварц побывала с концертами почти во всех странах Европы, а также в Израиле и Японии.
Cотрудничает с выдающимися барочными исполнителями и ансамблями, среди которых Райнхард Гёбель, Пьер Као, Густав Леонхардт, Реми Людгер и Михаэль Шёнхайт, Фрайбургский барочный оркестр, ансамбль Musica Antiqua Köln, Берлинская академия старинной музыки и Камерный хор RIAS. Организовала цикл вокальных вечеров в Дрездене, где выступала с пианистом Андрашем Шиффом. Уже несколько лет преподаёт в Дрезденской высшей школе музыки имени Вебера, а в 2015 году стала почётным профессором Берлинской высшей школы музыки имени Эйслера.
Маркус Шафер пел в Цюрихском оперном театре, Немецкой опере на Рейне, венецианском Ла Фениче, Лисео в Барселоне, Лионской опере, Баварской и Берлинской государственных операх, на фестивалях в Зальцбурге и Пезаро. За ним закрепилась слава непревзойдённого исполнителя партий Евангелиста в «Страстях» И. С. Баха; в его репертуаре множество партий в кантатно-ораториальных сочинениях и операх Генделя и Гайдна, операх и ораториях венских классиков, вокальные циклы Шуберта и Шумана, композиторов ХХ века.
Среди недавних работ Шафера такие далёкие друг от друга по стилистике сочинения, как «Воццек» Берга в берлинской Комической опере и «Летучая мышь» И. Штрауса в нидерландском Nationale Reisoperaand. Среди партнёров певца – выдающиеся исполнители музыки барокко: Рене Якобс, Сигизвальд Кёйкен, Франс Брюгген, Пол Маккриш, Николаус Арнонкур, Филипп Херревеге, Тон Коопман, Густав Леонхард, а также признанные исполнители современной музыки Михаэль Гилен, Кент Нагано и другие.
Запись «Страстей по Матфею» Баха, осуществлённая с Николаусом Арнонкуром и его ансамблем Concentus Musicus Wien, была удостоена премии «Грэмми». М. Шафер – профессор вокала Ганноверской Высшей школы музыки и театра.
Среди исполнителей этого концерта больше всего меня поразил Cantorei der Schlosskirche Weilburg (хор Дворцовой церкви города Вайльбурга). Поразил тем, что городок с 13-тысячным населением в Земле Гессен в самом центре Германии располагает столь прекрасным, грамотным и профессиональным хором, который приглашают в лучшие концертные залы.
Этому хору рукоплескали в Праге, Париже, Лондоне, в Санкт-Петербурге (где в Большом зале филармонии он исполнил ораторию «Павел»). Совместно с хором Церкви Богородицы в Дрездене хор из Вайльбурга исполнил такую сложную хоровую партитуру, как «Сновидения Геронтиуса» Э. Элгара.
Парадоксально, но этот хор формально даже нельзя назвать профессиональным: он не является для его певцов местом постоянной работы, хотя хорошее музыкальное образование есть у всех. Это всё результаты многовековой культуры почти всеобщего хорового пения, чаще всего как раз самодеятельного. Этот хор поддерживается муниципалитетом города Вайльбурга.
Помимо традиции, в таком высоком качестве хора главная заслуга кантора Дворцовой церкви в Вайльбурге музыковеда Дорис Хагель, состоящей в этом качестве с 1986 года. Она выступает в качестве дирижёра, певицы, органистки, художественного руководителя и организатора цикла концертов «Старинная музыка в замке Вайльбург».
Как обычно, великолепно звучал оркестр «Musica Viva», за дирижёрским пультом которого стоял замечательный музыкант современности, входящий в число лучших камерных дирижёров мира Александр Рудин.
Рудин – виолончелист с мировым именем, дирижёр, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов. В его репертуар входят произведения четырёх столетий – как самые известные, так и никогда вообще не исполнявшиеся.
Значительную часть репертуара Рудина и как виолончелиста, и как дирижёра составляют произведения наших современников – Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Эдисона Денисова, Родиона Щедрина, Андрея Головина. Так, 17 февраля 2017 года в Камерном зале Московского Дома музыки п/у А. Рудина феерически успешно прошёл концерт оркестра «Musica Viva» с музыкой нашего современника Арво Пярта.
Получив академическое образование, Александр Рудин увлёкся аутентичным исполнением старинной музыки – и со временем пришёл к органичному синтезу обоих направлений. Он играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр «MusicaViva» к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентичного исполнительства, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов.
Это исполнение оратории Мендельсона «Павел» можно по праву отнести к событиям нынешнего 2016/2017 концертного сезона – щедрого на концерты, к которым это определение применимо.
Владимир Ойвин