Марис Янсонс продолжил серию своих концертных выступлений с Венским филармоническим оркестром. В последнюю неделю июня на сцене Музикферайна знаменитый российский дирижер представил публике свою интерпретацию Третьей симфонии Густава Малера.
Композитор возводил грандиозные храмы симфоний и опер в присутствии тысяч зрителей-слушателей.
«Лето 1896 года принесло мне Третью – может быть, самое зрелое и своеобразное сочинение из всего, что я до сих пор сделал… Мое произведение представляет собой музыкальную поэму, которая объемлет все ступени развития в постепенном нарастании. Начинается от безжизненной природы и поднимается до божественной любви… до хрупкой плоти человеческого сердца, которое стремится возвыситься над этой плотью и подняться к Богу… Моя симфония должна стать чем-то таким, чего еще не слышал мир! В ней вся природа обретает голос…»,
– замечал сам Малер.
И действительно, пантеистическая концепция Третьей симфонии до сих пор продолжает волновать сознание слушателей.
Мне доводилось слушать это грандиозное сочинение в трактовке Мариса Янсонса с оркестрами Баварского радио и Амстердамским Консертгебау. То были абсолютно непохожие, отличные друг от друга исполнения. И все же, с Венским филармоническим оркестром маэстро достиг невероятных высот и впечатляющих откровений.
Марис Янсонс – настоящий борец за качество интерпретации, в каждой из частей этой могучей симфонической фрески дирижер добился впечатляющих результатов. Он справедливо сравнил эту симфонию с «сотворением мира, Малер передал всю свою любовь к жизни и всему живому на земле».
На протяжении всего сочинения постоянно ощущался дух времени, который так поразительно тонко чувствует российский музыкант. Дирижер глубоко проникся авторским замыслом Малера: тема пробуждения природы, всего живого и сущего была стихийно передана фантастической игрой Венского филармонического оркестра, создавая ощущение сиюминутного рождения музыки, так естественного для этой пантеистической партитуры.
Особенно поразила игра концертмейстера оркестра Райнера Хонека (1-я скрипка), его мягкий рафинированный звук буквально растворялся в инкрустированном аккомпанементе оркестра. Хвалебные отзывы также заслужили и другие музыканты Венского филармонического, которым были доверены сложнейшие соло – тромбонист Дитмар Кюбльбёк и исполнитель на почтовом рожке Юрген Пёчакер. Этот инструмент Малер специально ввел в партитуру своей Третьей симфонии как символ пасторальной идиллии.
Гармонично прозвучало в 4-й части меццо-сопрано Бернарды Финк, матовый тембр голоса певицы как нельзя лучше соответствует природе малеровской lied. Райские голоса детей (5-я часть) – Венский хор мальчиков (Wiener Sängerknaben) в сочетании с женской группой хора Венского Зингферайна на фоне прозрачной оркестровой ткани создавали определенное мистическое настроение. Финальное адажио (6-я часть) стало главным смысловым и эмоциональным центром малеровского цикла. Марис Янсонс здесь удивительнейшим образом передал всю глубину души малеровского alter ego.
Символично и то, что Третью Малера Янсонс продирижировал в Вене – городе с вековыми малеровскими традициями. Ведь на сцене Золотого зала Общества любителей музыки симфонии австрийского композитора в разное время звучали под управлением таких корифеев дирижерского искусства, как: Бруно Вальтер, Леонард Бернстайн, Рафаэль Кубелик, Карлос Кляйбер и Георг Шолти.
Сегодня эту линию успешно продолжает Марис Янсонс, почетный член общества друзей музыки в Вене. Дирижер регулярно дает концерты на сцене Музикферайна как с Венским филармоническим оркестром, так и со всемирно известными коллективами Германии и Нидерландов, которые он возглавляет.
Марис Янсонс:
«Потрясающий зал, удивительный город. Музыка здесь живет. Я думаю, что даже те люди, которые очень далеки от музыки, чувствуют ее дух в этом городе. Здесь выступают совершенно потрясающие артисты, на сцене Музикферайна царит невероятная энергия. Ощущение близости публики, внутренний контакт нас с ней связывает, когда мы находимся на сцене.
Я также еще хочу отметить, что имел счастье учиться в Вене у Ганса Сваровского и ходил в Золотой зал на репетиции известных музыкантов. Так что эта сцена для меня является еще одним родным домом как и Большой зал Петербургской филармонии».
Остается еще раз сердечно поблагодарить Мариса Янсонса за его доблестный труд и те минуты блаженства музыки, которые он дарит публике всего мира, дирижируя лучшими оркестрами планеты.
Публика Венского Музикферайна устроила продолжительные овации, Мариса Янсонса несколько раз вызывали на сцену.
Из Вены маэстро вместе с венскими филармониками отправился на гастроли в Милан, где на сцене театра Ла Скала в течение двух вечеров также прозвучала Третья симфония Густава Малера.
Следующее появление Мариса Янсонса за пультом Венского филармонического оркестра в Музикферайне уже не за горами. 1 января 2016 года состоится традиционный Новогодний концерт прославленного австрийского коллектива, дирижировать которым будет Марис Янсонс.
Виктор Александров, ClassicalMusicNews.Ru (Вена, Австрия)