Человек с мировым именем, латышской кровью и русской душой.
Марис Янсонс говорил, что в России ценятся темперамент и эмоция, в Европе – чувство стиля и красота звука, в Америке – перфекционизм исполнения и безупречная техника. Произнося это, он как будто перечислял свои собственные личные и профессиональные качества.
Он дирижировал Лондонским, Венским филармоническим оркестрами, оркестром Баварского радио, Питтсбургским, Чикагским, Кливлендским симфоническим, многими другими. Марис Янсонс обладал исключительным дирижерским талантом, его называли
«сверкающим бриллиантом в короне оркестров».
Он умел заразить оркестр своей творческой энергией, так, что концерты гарантированно всегда проходили с громким успехом. Сегодня на одну сцену с маэстро должен был выйти Денис Мацуев.
Вот что пианист написал в своём аккаунте в Instagram:
«Ушёл один из самых гениальных и добрых людей на свете. Марис Янсонс. Ушла эпоха, ушла легенда. Мы должны были с ним через час сегодня выходить на сцену Музикферайна и играть с Венским филармоническим оркестром. Новость, конечно, невозможно ни комментировать, ни осознать, абсолютно в это не верится.
Через 40 минут у нас концерт. Мы с оркестром приняли решение, что откроем его не концертом Чайковского, а любимым произведением дорогого маэстро – этюдом-картиной Рахманинова «Море и чайки».
Специалисты всегда отмечали, что маэстро, как никто другой, представлял русскую музыку за рубежом. Прославленный европейский дирижер прекрасно говорил по-русски. Янсонс родился в Риге, с трёх лет посещал спектакли своих родителей в Рижском оперном театре. Оперу всегда называл своей большой страстью.
«Родителям не с кем было оставить меня дома. Мама мне дала очень много, ну и, конечно, папа, потому что он дирижировал спектаклями. К сожалению, так сложилось в моей жизни, что я довольно мало дирижировал оперой. Дирижировал, но недостаточно, всё больше симфонической музыкой. Но последние годы я стал часто дирижировать оперой и это благодаря Зальцбургскому фестивалю»,
– говорил он.
Когда Янсонса спросили организаторы фестиваля, что же он хочет дирижировать, список был таким: русская музыка. Произведения Шостаковича, Чайковского, Мусоргского. И к каждому всегда подходил с особым трепетом.
«Я должен найти выразительность исполнения этой музыки, если я не найду, тогда зачем? Я тогда не имею права вообще исполнять это произведение»,
– отмечал дирижер.
Марис Янсонс считал, что в музыке нельзя идти на компромисс.
«Высокий профессионализм, образование, которое он в свое время получил, работа с такими выдающимися мастерами, как Караян, как Мравинский, я думаю, что вот это всё вместе, талант, помноженный на опыт, сделали его таким мастером, которым мы всегда гордились»,
– подчеркнул дирижер Антон Гришанин.
В 2005 году Янсонс получил Грэмми за исполнение тринадцатой симфонии Шостаковича, а за «Евгения Онегина» Чайковского в Амстердамской опере журналисты 60 стран мира назвали его «Лучшим дирижёром 2011 года». Он лауреат премий берлинских, нидерландских, Почётный член Королевской Академии музыки в Лондоне, обладатель Премии Эрнста фон Сименса, которую неофициально называют Нобелевской премией для музыкантов. Дискография маэстро охватывает не только русскую музыку, всю мировую классику.
«Я ничего не делаю искусственно, не вырабатываю какой-то способ завоевать симпатию. Я совершенно убеждён, что дирижёр должен быть за пультом таким, какой он есть в жизни»,
– подчеркивал он.
Все, кто хотя бы раз работал с Янсонсом, отмечают не только его огромный талант, но и прекрасные человеческие качества, прежде всего, доброту. А ещё его умение зажечь пламя в музыкантах.
Почти всю жизнь один из самых выдающихся дирижёров современности прожил в Санкт-Петербурге. Называл себя дирижером петербургской школы, которую считал лучшей в мире.
Маэстро и сам обучал всё новые поколения, работал в Петербургской консерватории, где преподавал дирижирование и руководил студенческим симфоническим оркестром.
О Марисе Янсонсе говорили, что он
«заставлял дышать тончайшие оттенки сложнейших партитур».