Дирижер Теодор Курентзис объединил вечную музыку и вечный свет под сводами католического собора на Малой Грузинской.
Название концерта было созвучно названию оркестра, которым руководит Курентзис. Сам дирижер назвал это выступление «церемонией, имеющей прямое отношение к мистериальному искусству».
Единственный свет − от уличных фонарей, выключить которые не под силу музыкантам. Неяркие свечи в руках − все, что горит в этот момент, не считая внутреннего света, а он должен быть вечным.
Lux Aetrna называется программа, в переводе с латыни − вечный свет. И лучшее место для ее исполнения, конечно, − храм.
Этот концерт − почти богослужение, духовная музыка последнего тысячелетия: от церковных распевов XII века немецкой монахини Хильдегарды Бингенской до сочинений нашего современника, авангардиста Дьёрдя Лигети. Это долгий путь − через музыку Стравинского, Пярта и Шнитке.
Концерт для хора Шнитке сейчас чаще исполняют в залах, чем в храмах. Хотя написан он на стихи из «Книги скорбных песнопений» святого Григора Нарекаци, которому Папа Римский присвоил звание «Учителя церкви». Под массивными сводами эти напевы звучат особенно органично.
Теодор Курентзис, которого давно называют шаманом и мистиком за его способность создавать на любой площадке духовную мистерию, на этот раз полностью оправдал свою репутацию, погрузив слушателей сначала в полную тишину, а затем в транс.
«Это очень важный момент, когда в тишине люди находятся в одном помещении. Это налагает большую ответственность. Если анализировать это, то понимаешь, насколько ты ответственен в этот момент: наполнить молчание информацией, которая раскроется в сердцах людей»,
− поделился дирижер Теодор Курентзис.
Это не первый концерт Курентзиса, который сравнивают со спиритическим сеансом. Выступления всегда проходят ночью, чтобы ни шум, ни яркий свет не отвлекали от главного − от вечной музыки, от MusicAeterna − так звучит название коллектива Теодора Курентзиса.
Анна Галинская, ТВ “Культура”