Концерты старейшего коллектива Германии – оркестра Саксонской Государственной капеллы пользуются широким вниманием у публики всего мира.
Художественный руководитель оркестра знаменитый немецкий дирижер Кристиан Тилеманн привез в Фестшпильхаус (Дворец Фестивалей) Баден-Бадена две разноплановые программы, одна из которых была посвящена эпохе австро-немецкого музыкального романтизма XIX столетия.
Арии из опер Франца Шуберта и Рихарда Вагнера превосходно исполнил известный немецкий баритон Кристиан Герхайер, тембр голоса которого отличается лучезарным светом и выразительностью. Благородство интонаций, бережное внимание к тексту, проницательность мысли характеризуют артистическую натуру этого исполнителя.
Кристиан Тилеманн славится своими неординарными трактовками симфоний Антона Брукнера. В ближайшем сезоне маэстро еще не раз обратится к творческому наследию горячо любимого им австрийского композитора.
В Баден-Бадене же прозвучали избранные симфонии Брукнера. В Четвертой «Романтической» дрезденский оркестр под управлением Кристиана Тилеманна звучал сдержанно и аскетично.
Девятой симфонии Брукнера (в редакции Л. Новака), прозвучавшей днем позже, предшествовало исполнение Второго скрипичного концерта Софии Губайдулиной «In tempus praesens» («В настоящем времени»). Солист – Гидон Кремер. Сочинение, проникнутое трагической символикой, посвящено Анне-Софи Муттер. Она была первой исполнительницей Концерта.
В игре Гидона Кремера постоянно ощущался нервозный пульс как напоминание о неумолимом ходе времени и вытекающих отсюда последствиях.
Гидон Кремер:
«Немногим понятна красота экстремальных звуковых трансформаций в произведениях Софии Губайдулиной. Исполнителям порой бывает очень трудно овладевать подобным материалом. Это похоже на покорение альпинистами горных вершин, которое требует виртуозных навыков и целеустремленности. Тем больше удовлетворения получаешь, когда вершины покорены.
Многое, что отражается в музыке Губайдулиной, порой и есть то реальное или не произошедшее, что заставляет нас чувствовать близость друг к другу».
Девятая симфония Антона Брукнера (посвящение «возлюбленному Богу») в интерпретации Кристиана Тилеманна и дрезденского оркестра стала подлинной вершиной вечера. Мистические хоралы, пиршество гармоний, прелестная оркестровка этого шедевра композитора вызывают в душе у каждого человека особые чувства трепета и благоговения.
Кристиан Тилеманн в очередной раз доказал свое истинное толкование и любовь к музыке австрийского симфониста.
Виктор Александров, Баден-Баден (Германия), ClassicalMusicNews.ru