27 сентября 2024 в Московской городской детской музыкальной школе имени С.С. Прокофьева состоялся третий концерт I Фестиваля духовой музыки имени Н. А. Римского-Корсакова.
Этот вечер был посвящен самому мелодичному, самому красивому духовому инструменту симфонического оркестра – звонкой переливчатой флейте. На сцене в этот вечер выступили одни из самых ярких представителей флейтового мастерства
Первыми на сцену выступил Квартет флейт «Сиринкс» (Святослав Голубенко, Ирина Еленевская, Мария Урыбина, Евгения Ярославцева). Инициатор создания и руководитель квартета – Святослав Голубенко, проректор по учебной и воспитательной работе РАМ имени Гнесиных, Доцент кафедры деревянных духовых инструментов РАМ.
В их исполнении прозвучал Квартет G-dur для 4 флейт, соч. 19, Антонина Рейхи.
После этого на сцену вышел Молодежный оркестр флейт под управлением Владимира Леонидовича Кудри, который исполнил Вальс и Краковяк из оперы “Жизнь за Царя” Михаила Ивановича Глинки.
Кстати, Квартет флейт «Сиринкс» и Молодежный оркестр флейт одного возраста. «Сиринксу» в прошлом году исполнилось 25 лет, а Молодежный оркестр в следующем году отметит четверть века своего существования.
После этих больших коллективов пришел черед маленьким ансамблям. Дуэт флейт в составе: Алексей Мазур (концертмейстер группы флейт, первая флейта и флейта-пикколо МГАСО) и Виктор Хотулев (солист НФОР, флейта, флейта альтовая, флейта-пикколо) исполнил «Дуэт для двух флейт» Вильгельма Фридемана Баха.
Далее с раритетной флейтой Николая II, предоставленной Музеем просвещения: “Книжная галерея Вольфсона”, выступила Ульяна Живицкая — выпускница “Факультета исторического и современного исполнительского искусства” МГК (класс Ольги Ивушейковой), обладательница звания “Лучшая выпускница ФИСИИ-2024”. В сопровождении пианистки Елены Константиниди Ульяна исполнила оригинальное произведение итальянского композитора, дирижёра и музыковеда Феруччи Бузони “Листок из альбома”.
После этого номера вновь пришел черед крупным ансамблям. Квинтет из пяти флейтистов исполнил Рондо в русском стиле для 4 флейт и альтовой флейты in G (1947) Владимира Николаевича Цыбина (877-1949) — российского флейтиста, профессора Московской и Санкт-Петербургской консерваторий, дирижёра и композитора. Цыбин считается основоположником русской отечественной школы игры на флейте.
Квинтет, исполнивший Рондо, состоял из уже известного нам Квартета флейт «Сиринкс» и Станислава Ярошевского (солиста группы флейт Государственного академического Большого театра России, преподавателя Академии имени Маймонида, РАМ имени Гнесиных, Музыкального училища имени Гнесиных и МГКМИ имени Ф. Шопена).
После квинтета очередь музицировать опять перешла к сольной флейте в сопровождении фортепиано. Ирина Еленевская, солистка Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова, на альтовой флейте исполнила произведение «Сиеста» известного британского композитора сэра Ричарда Родни Беннетта. Партию фортепиано на этом концерте неизменно исполняла Елена Констнантиниди.
Елена Митрофанова, солистка оркестра Государственного академического Большого театра России — пропагандист инструмента, на котором она играет, флейты-пикколо, и в целом большой фанат своего инструмента. Елена играет на потрясающем инструменте – на флейте-пикколо Burkart XXV с золотой механикой и кольцами.
Вместе с пианисткой Еленой Константиниди Елена исполнила Восточный танец из симфонической сюиты «Шехеразада» Н.А.Римского-Корсакова – Ф. Крейслера
После этого Елена Константиниди осталась на сцене и играть с ней вышла флейтистка Анна Махова — преподаватель “Московского Флейтового Центра”. Дуэт исполнил “Песню Шемаханской царицы из оперы Н.А. Римского – Корсакова “Золотой петушок”.
На смену дуэту снова пришел квартет «Сиринкс». Четвёрка флейт исполнила московскую премьеру «Скерцо для квартета флейт» Эльмира Низамова (1986) – пианиста, композитора, заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан.
На столетней флейте своего дедушки Льва Васильевича Островского, более полувека прослужившего в оркестре Михайловского театра, играл художественный руководитель фестиваля, солист оркестра Большого театра России и Духового квинтета Большого театра, директор АНО «Центр культурных Инициатив Николая Попова», Николай Попов. Николай исполнил “Hommage a la Russie” Вильгельма Поппа (1828 -1903).
Кстати, клавир этого сочинения ему подарил известный флейтист Андраш Адорьян, у которого Николай учился в аспирантуре в Высшей школе музыки и театра в Мюнхене. Кстати, накануне Концерта, 26 сентября, Адорьян отметил свой 80-летний юбилей.
В конце феерического концерта «Царство флейты» на сцене были почти все участники программы: Святослав Голубенко, Алексей Мазур, Станислав Ярошевский, Виктор Хотулев и Николай Попов исполнили переложение для пяти флейт музыки к песне «Выйду ночью в поле с конём…» (1994) Игоря Матвиенко. А им в ответ женский секстет в составе Ирина Еленевская, Елена Митрофанова, Мария Урыбина, Ульяна Живицкая, Евгения Ярославцева и Анна Махова исполнили переложение музыки Кирилла Молчанова к песне «Огней так много золотых…» из кинофильма «Дело было в Пенькове».
В заключении концерта все участники этого флейтового праздника исполнили “Зимнюю дорогу” Георгия Свиридова из кинофильма “Метель” в переложении Ильи Шипилова для хора флейт, “Польку” Александра Цфасмана в переложении Даниила Борзенко для хора флейт и весёлый бис “Во поле береза стояла” в исполнении хора флейт в переложении Николая Попова.
Концерт получился грандиозным. Флейтисты показали красоту и прелесть своего инструмента. На смену им со следующим концертом идут кларнетисты.
Дарья Хуторецкая