В Камерном зале Московского международного дома музыки (ММДМ) состоялся концерт Московского ансамбля современной музыки. В течение часа прозвучало шесть произведений наших современников, причем три – впервые.
В том числе впервые прозвучала пьеса харьковчанина Александра Щетинского Strindberg-Impressions в духе позднего Стравинского, написанная под впечатлением от творчества Августа Стриндберга.
В первый раз исполнили и сочинение француза Обера Лемелена “Семь воронов” – иллюстрацию к одноименной сказке братьев Гримм. А также “K. 347 bis” ташкентца Дмитрия Янов-Яновского – минималистские вариации на тему Моцарта, послужившие утешением тем, кому язык предыдущих сочинений мог показаться чересчур сложным.
Схожую утешительную роль играла и “Дамская поделка” Эльзы Баррэн – красивейшие вариации для духового квинтета. А завершило вечер “Посвящение Онеггеру” Юрия Каспарова, основателя и художественного руководителя Московского ансамбля современной музыки.
В этом сочинении немало цитат из Артюра Онеггера, притом что характером оно ближе Дмитрию Шостаковичу, а то и радикальной Галине Уствольской.
Лаконичная часовая подборка оказалась ориентированной на различные вкусы любителей современной академической музыки. Название программы – “Музыкальный транзит через Москву в Париж” – было не случайным: концерт объединил композиторов, сотрудничающих с компанией Le Chant du Monde (французская фирма звукозаписи плюс музыкальное издательство).
Инструментальную константу вечера – струнный квартет, квартет деревянных духовых и фортепиано – задавало звучавшее в середине программы сочинение Эдисона Денисова “Женщина и птицы”. Изящный опус написан по мотивам картин испанца Хоана Миро, но дух музыки французский: чувствуются влияния Клода Дебюсси и Оливье Мессиана, любившего посвящать опусы птицам.
Композитор Эдисон Денисов, в 1980-х годах непосредственно участвовавший в создании Московского ансамбля современной музыки, многие годы поддерживал тесные отношения с Францией. Там были изданы и впервые исполнены многие его сочинения. Там он получил благословение мэтра европейского авангарда Пьера Булеза. Там умер.
Эдисона Денисова нет на свете уже 12 лет. Однако все это время ансамбль существует “под знаком Денисова”, продолжая работу, в частности, и с французскими культурными институтами.
Зал был заполнен примерно на три четверти – для некоммерческой серьезной программы достойный результат. Вообще-то в Камерном зале ММДМ, год назад отметившем пятилетие, ансамбль выступал с первого же сезона, формируя постоянную аудиторию ценителей новых сочинений.
Но оказалось, администрация ММДМ не очень-то ими дорожит. Как сообщил корреспонденту “Газеты” Юрий Каспаров, ближайшие выступления ансамбля в Доме музыки отменены ввиду убыточности. Оплачивать аренду зала самим музыкантам все-таки не годится.
Любопытно, что все концерты коллектива, в том числе последний, проходили здесь при активной поддержке Института Гете, Французского культурного центра, Британского совета, МИД Франции и других организаций. С вливанием отечественных средств в современную музыку дело обстоит сложнее.
Из-за возможного приостановления сложившегося было сотрудничества ансамбль потеряет один из выходов на столичную публику. Впрочем, у него останутся концерты в Московском доме композиторов, в регионах России и за рубежом. Дом музыки в такой ситуации может потерять гораздо больше.
Как стало известно “Газете” из ее источников в Министерстве культуры, даже крупные симфонические и оперные коллективы России, обладающие правительственными грантами, имеют одним из обязательств исполнение произведений современных композиторов. Делается это не для того, чтобы зафиксировать Эдисона Денисова в ряду почивших классиков. А для того чтобы люди знали: серьезную музыку в России есть кому писать.
Илья Овчинников, “Газета”