Солист «Новой Оперы» баритон Илья Кузьмин с перерывом в восемь дней представил на суд слушателей две совершенно разные по настроению и стилистике программы.
12 февраля 2015 он в рамках Второго фестиваля «Вокальные перекрестки» очень интересно спел несколько неожиданную для его привычного амплуа академичного, в хорошем смысле этого слова, вокалиста, программу «Ямщицкие песни».
20 февраля 2015 в Концертном зале им. Н. Я. Мясковского Московской консерватории (бывшем Белом зале) Кузьмин в ансамбле со Светланой Бондаренко (фортепиано) исполнили, наверное, один из самых трудных вокальных циклов – «Зимний путь» Франца Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера.
Информации об этом концерте практически не было. Я совершенно случайно заметил афишу, затерянную среди множества афиш Московской консерватории, и благодарен случаю, позволившему побывать на этом концерте, потому что оцениваю его очень высоко.
В течение года в Москве этот цикл звучал по крайней мере четырежды. Его исполнили: бас Феруччо Фурланетто с Игорем Четуевым (6 марта 2014 г., БЗК), тенор Йонас Кауфман с Хельмутом Дойчем (12 апреля, БЗК), тенор Стив Дэвислим – в оркестровке Ганса Цендера в сопровождении оркестра MusicAeterna п/у Теодора Курентзиса (14 октября, БЗК), баритон Маттиас Гёрне с Маркусом Хинтерхойзером (26 ноября, Камерный зал ММДМ).
Смею утверждать, что Илья Кузьмин выдерживает сравнение с тремя прославленными исполнителями «Зимнего пути», спевшими его в течение последнего года. И уж безусловно спел его лучше нежели Дэвислим.
«Зимний путь» непрост для исполнения хотя бы по одной причине – это цикл из 24 песен одного печального, даже трагического, настроения. Чтобы эти песни не звучали эмоционально однообразно, певцу надо быть очень изобретательным в вокальных красках. Кроме того, вокалист должен понимать, о чём он поёт. Здесь не отделаешься простым заучиванием текста – надо знать немецкий язык.
Илья Кузьмин этим требованиям соответствовал полностью. Дикция у него великолепная! Немецкий язык в пении превосходный. Или у Кузьмина очень грамотный коуч, или он просто его знает. Я дал послушать запись, правда, любительскую, с этого концерта специалисту по немецкому языку. Он восхитился и даже определил, что у Кузьмина южно-немецкий диалект.
У Ильи Кузьмина красивый, богатого тембра, полноценный, большой оперный баритон. Но когда Кузьмин поёт камерные программы, он почти всегда успешно его смиряет. Почти – потому, что изредка на форте его «заносит» и он перебирает в динамике, как, например в «Auf dem Fluße» («На реке») или «Rast» («Отдых»). Нельзя не отметить подвижность голоса Кузьмина. Наиболее ярко это качество можно слышать в «Frühlingstraum» («Весеннем сне»). Эта песня интересна ещё тем, что в ней происходят смены настроений.
Подчас случаются парадоксы, когда название песни «Erstarrung» («Оцепенение») противоречит её экспрессивности. А следом звучит кантилена грустной «Der Lindenbaum» («Липы»). Кузьмину эти смены настроений героя цикла хорошо удаются. Хочу назвать ещё несколько песен, особо удавшихся Кузьмину: «Der greise Kopf» («Седины»), «Die Krähe» («Ворон») и, конечно же, «Der Leiermann» («Шарманщик») – горький финал жизни героя цикла, идентифицирующего себя с босым стариком-шарманщиком на околице, которому никто не внемлет – сколько безысходности вкладывает Илья Кузьмин в его уста.
Партнер у певца был замечательный – профессор Московской консерватории Светлана Бондаренко. Известно, насколько большую роль играют фортепианные партии в песнях Шуберта. Её мягкое, округлое туше, интеллигентный пианизм очень помогали рафинированному Кузьмину в построении цикла. Бондаренко изобретательна в фортепианных красках. Достаточно послушать, как замечательно она имитирует почтовый рожок в песне «Die Post» («Почта»)
(Ещё один штрих к творческому портрету певца, его способности быстро перестроиться. Накануне концерта в зале консерватории Кузьмин выступил в роли Меркуцио в спектакле Новой Оперы «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно. А там ему приходится много двигаться, фехтовать – и при этом ещё петь!)
Для камерного вокалиста исполнение «Зимнего пути» Шуберта – это экзамен на музыкантскую зрелость; и этот экзамен Илья Кузьмин сдал на отлично. Только нельзя забывать, что этот экзамен певец сдаёт всякий раз, когда исполняет «Зимний путь» – и тогда это уже экзамен на творческую состоятельность.
Владимир Ойвин