Нет даже намека на капризность. А ведь имя Елены Образцовой – мировой бренд. Пятьдесят лет – аншлаги, но в этот вечер нервничает, как дебютантка.
«С ума схожу со страху. Пригласила лучшие голоса России, и очень рискую петь вместе с ними»,
– признается она.
Маквала Касрашвили – свидетель триумфа Образцовой в «Метрополитен-опера», в 76-м году, когда юная певица дебютировала в «Аиде», публика устроила такие овации, что в нарушении всех правил прервали спектакль.
«После сцены судилища публика неистовствовала в зале, остановился дирижер, она была вынуждена поклониться и выйти снова»,
– вспоминает народная артистка СССР Маквала Касрашвили.
Дмитрий Бертман мальчишкой бегал на концерты Образцовой, в этот вечер режиссирует гала. Худрук «Геликон-оперы», известный провокационными спектаклями, примчался по первому зову примадонны.
«Это будет театральный вечер и больше ни на что не рассчитываю, чтобы у нее был праздник, чтобы концерт был для нее не работой а праздником»,
– выразил он надежду.
Она появилась, как всегда, эффектно, неожиданно. В знаменитой партии Графини из «Пиковой дамы», которую впервые исполнила в 25 лет. Тогда, в гриме, ее не узнала даже мама. В этот вечер графиня Образцовой тоже отмечает юбилей.
«Здесь родилась, пропела пятьдесят лет, последние годы пела по контракту только «Пиковую даму»,
– рассказывает Елена Образцова.
Декорация с фонтаном в точности повторяет сцену из «Бориса Годунова», когда Образцова дебютировала в Большом. Опера Мусоргского – ее счастливый билет. На гастролях в Париже молодая певица заменила заболевшую Ирину Архипову – на следующий день Елена Образцова проснулась знаменитой. Потом съемки у Дзеффирелли – «Сельская честь», «Кармен», «Бал-маскарад», лучшие сцены мира, легендарные партнеры и это традиционное – «Браво, Елена!»
Для молодых певцов легендарная Образцова не просто звезда. Они не упускают повод признаться ей в любви со сцены.
Елена Образцова делится секретами с молодыми не только на мастер-классах. Помогает талантливым детям и пожилым артистам. Остается эталоном, но без звездной зависимости.
«Я сопрано, но я часто слушаю ее записи, мы у нее учимся, мы на ней выросли»,
– утверждает солистка Большого театра Вероника Джиоева.
Сама примадонна в этот вечер поет французские романсы, арии из «Трубадура» Верди и опереточные куплеты Оффенбаха – и не очень верит, что этот гала посвящен такой солидной дате. Елена Образцова мечтает открыть Академию оперного пения, в моменты особого вдохновения пишет стихи, наизусть их не помнит – а вот любую арию, не только меццо-сопрано, безошибочно пропоет с любого места.