В Екатеринбурге станцевали Набокова.
С 1980-х Екатеринбург – центр “российской танцевальной аномалии”. Здесь в восьмой раз прошел международный фестиваль современного танца “На грани”.
По традиции он захватывает весь город, и в этот раз на разных площадках показали 25 спектаклей из Франции, Эстонии, Финляндии, Италии.
Фестиваль – один из немногих оплотов профессионального современного танца в России. В последние десятилетия этот жанр из маргинального превратился в один из самых актуальных и стремительно развивающихся, но ему приходится борьбу за существование.
Один за другим в стране скончались почти все фестивали. А Екатеринбург – база нескольких первоклассных компаний и единственного в стране факультета современного танца в Гуманитарном университете.
Многие премьеры готовятся с оглядкой на “На грани”. В этом году таких спектаклей почти половина. Среди них “Видение розы et cetera” французского хореографа Кристин Ассид для Екатеринбургского танцтеатра, “Пиджин” Ильи Манылова в Minoga-dance-company и “Сказка” (по одноименному рассказу Владимира Набокова) местного Камерного театра в содружестве с танцкомпанией “27/1”.
В этом спектакле заняты пять танцовщиц и семь актрис, объединенные общей пластической задачей, которую поставил хореограф Александр Фролов. Он же исполнил главную роль Эдвина, и его работа – и исполнительская, и хореографическая – ярчайшая удача спектакля.
“Заказ новых спектаклей специально к фестивалю – одна из наших главных задач.В случае особых удач мы даже стараемся участвовать в их дальнейшей судьбе. Не секрет, что и у самых известных российских танцтеатров нет своих зданий и сцен, жизнь их спектаклей нередко очень коротка.
Мы занимаемся прокатом на новой сцене театра музкомедии, который является учредителем нашего фестиваля”,
– отмечает арт-директор “На грани” Лариса Барыкина.
Организаторам важно привозить резонансные российские постановки. На этот раз сенсацией стало “Кафе Идиот” труппы “Балет Москва” в постановке Александра Пепеляева (победитель прошлогодней “Золотой маски”).
Таллинский Fine5 Dance Theatre так же, как отечественные “Балет Евгения Панфилова” из Перми и Челябинский театр современного танца Ольги Пона, можно назвать постоянным партнером “Граней”.
Эстонцы удивили спектаклем “Дивный”, навеянным путешествием в Индию. Закрывавший фестивальную программу спектакль Алпо Аалтокоски “Возьми меня за руку” тоже развеивал мифы – финны, предавшись ностальгии о колоритных 1950-х, рассказали о поиске коммуникации, потребности в сопереживании и понимании, о нежности и хрупкости отношений, пригласив присоединиться к исполнению зрителей.
Вообще екатеринбургский фестиваль отличается “всеядностью”, не ограничиваясь одним из направлений современного танца, но показывая его разноликость и многослойность. Здесь уживаются театр танца и контактной импровизации, бытовой танец и даже неоклассика на пуантах.
Толерантность и открытость – свойства, которое обеспечивают “На грани” любовь и публики, и профессионалов.
“Я осуществила свою мечту, чтобы после фестиваля ни у кого не было обид, раздражения из-за неполученных наград, а только радость от встречи с публикой и удовольствие от профессионального общения”,
– признается арт-директор.
Анна Галайда, “Российская газета”