• Skip to content
  • Skip to secondary menu
  • Skip to primary sidebar
  • Skip to secondary sidebar
  • Skip to footer

ClassicalMusicNews.Ru

Новости академической музыки

  • Новости
    • Поток новостей
  • События
    • Анонсы
    • Репортажи
  • Интервью
  • Публикации
    • Знаменательные даты
    • Страницы календаря Андрея Тихомирова
    • Юмор и курьезы
    • Индустрия звукозаписи
    • Ссылки
    • Исаак Стерн
    • Колонка Александра Курмачева
  • Видео
    • Сумерки богов
  • Тесты
  • Спецпроекты
    • XVI Международный конкурс имени Чайковского
    • Всероссийский музыкальный конкурс
    • “Вселенная – Светланов!” – текстовый онлайн
    • Конкурс имени Евгения Светланова
    • Grand piano competition
      • Grand piano competition текстовый онлайн
    • Конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко
    • XV Международный конкурс имени Чайковского
  • О нас
    • E-mail рассылки
    • Бриф для пиарщиков
    • Рекламодателям
    • Как связаться с ClassicalMusicNews.Ru
    • Правила размещения и использования материалов и информации
    • О персональных данных пользователей
Главная » Репортажи » Глинка по-Большому. Черняковский «Руслан» как зеркало русской реакции

Глинка по-Большому. Черняковский «Руслан» как зеркало русской реакции

25.12.2011 Оставьте комментарий

Сцена из оперы М. Глинки "Руслан и Людмила" в постановке Д. Чернякова
Сцена из оперы М. Глинки “Руслан и Людмила” в постановке Д. Чернякова

Это не разбор спектакля, который мне очень – но не безоговорочно – понравился.

Это наблюдение за реакцией на него, основные предрассудки в популярном изложении.

На этот раз они были явлены особенно ярко, поскольку речь идет об основополагающей русской опере на главной русской оперной сцене, которую Черняков поставил так, как поставил.

Первый мотив наивный. Теперь, видите ли, на «Руслана» детей привести нельзя, ибо обнаженка и все такое. Почему непременно должно быть так, чтобы можно было их привести — ну, надо приобщать с детства к классике. А может, не надо или не с детства? Классика-то вещь сложная, хронологический подход к ней не всегда работает.

Это большая тема, а тут просто хочется обозначить, что насчет водить детей — сомнительный аргумент. Не говоря уже о том, что дети сейчас часто знают «про это» больше, чем их родители. Но, конечно, такие родители никогда не признаются себе в этом и будут искать виноватых (в чем?) на стороне.

Я не говорю даже, что спектакль Чернякова весьма целомудренный, даже застенчивый, тема сисек в нем намеренно не раскрыта, несмотря на то что у Глинки (и тем более у Пушкина) предпосылки к ее раскрытию очень даже имеются.

На «Парсифаль» детей тоже особо не сводишь, как бы благочинно он ни был поставлен. Для детей есть «Волшебная флейта» (кстати, многие сюжетные мотивы из нее Черняков позаимствовал) или, скажем, «Гензель и Гретель». И почему-то на Западе никто особо не парится по этому поводу.

Да, ни одна русская опера не сделалась в ходе истории специально детской, не сложилось, — но решительно непонятно, зачем назначать на это место «Руслана», где не просто волшебная сказка, но и много чего еще понамешано.

Да если бы и не было понамешано — что ж теперь, если сказка, то сразу надо от имени детей чего-то там предъявлять? Что за взрослые такие? Логично предположить, что не повзрослевшие, раз за спинами у детей прячутся и говорят якобы по доверенности от них.

Тут, кажется, вот еще что: Глинка — это не то чтобы детство русской музыки, но как бы ее рассвет, что ли. Это такой русский Моцарт, светлый гений, наивный, как дитя. Ну, может, не совсем Моцарт и не совсем светлый, но уж как получилось.

Вот Чайковский — он любил детей, а сам страдал, потому что зрелый человек и вообще конец XIX века. А Глинка в некотором музыкальном смысле и сам как юноша. Я имею в виду — исторически. К тому же современник вечно юного Пушкина.

По-моему, как-то эти сгустки культурного бессознательного друг с другом отчасти слипаются — Глинка и юность. Иначе сложно понять, почему культурное бессознательное изволит так сердиться, когда ему рассказывают сказку не как юнцу, а как взрослому — то есть не как сказку, а как притчу (что и сделал Черняков).

Второй мотив основной, патриотический. Большой театр принято считать таким особым местом, главным местом. И у тех, кто так считает, видимо, вскипают некие державные мозговые токи.

Когда тот же Черняков ставит «Дон Жуана» и многое там меняет, данная часть публики, конечно, ругается и плюется, но у нее все же не заводится пластинка «покусился, сволочь, на святое». А тут заводится. Мол, сказку изоврал, опять все осовременил, гад. Ведь «Руслан и Людмила» — это такая основа, фундамент русской музыки, ну русской оперы точно. А раз так, значит, нужна повышенная доступность, она же постоянство. Чтоб было «как у Глинки».

А у Глинки ясно как: Подлинная Русская Сказка. И по-своему ее пересказывать нельзя. Тем более в главном месте. А то получится, что какой-то нахал украл сказку и в сердце русской оперы образовалась дыра.

В этом смысле Большой театр, конечно, нехорош и опасен для художника или менеджера. Это средоточие фетишей и жупелов. Если в этом святилище художник или менеджер делает шаг в сторону, у него сразу начинаются проблемы как бы «с народом», словно у жреца, который чего-нибудь не того наколдовал.

Это место а) в которое, упаси бог, может нагрянуть начальство, чтобы лицезреть, б) олицетворение русской оперы (мне одному кажется, что эти две мифологемы взаимосвязаны?), — поэтому в нем должна соблюдаться некая постановочная середина.

То есть Большой должен соответствовать средней эстетической температуре по стране. Точнее, по ее культурному слою, не чуждому оперы. Подобная репрезентация ведет к «театру без свойств», и вот тут мы, кажется, приближаемся к сути дела.

Как правило, те же люди, которые требуют от Большого театра умеренности и аккуратности, полагают, что эти качества необходимы для того, чтобы та или иная опера предстала на сцене «как она есть». Я понимаю, что дискурс немного зацикливается; в качестве извинения могу лишь сказать, что тут, как обычно бывает с вековыми предрассудками, все сильно слиплось, и, когда говоришь о чем-то одном, сразу задеваешь все остальное, так что трудно излагать это линейно.

По сути, та часть публики, о которой речь, хочет, чтобы оперный театр был неавторским искусством. У оперы, полагают они, может быть только один автор, он и пишет оперу, «как она есть». Ну, полтора — еще либреттист там где-то сбоку болтается. А режиссер-постановщик автором быть не должен. То есть примерно так: оперный театр это вообще не совсем театр, а Большой — не совсем театр в еще большей степени.

Потому что режиссер, который хочет быть автором, он же какую-то отсебятину всегда несет, какие-то смыслы там у него надо прочитывать. А вот не надо этого, смыслов там разных. Надо чтоб было как всегда. Как мы привыкли, так и должно быть. Иными словами — «как у Глинки». Это третий основной мотив, и он довольно громкий — повторюсь: когда мы имеем дело с Большим театром, вековые предрассудки набухают и начинают зудеть.

Почему нет и не может быть никакого «как есть» хоть у Глинки, хоть нет, хоть в Большом, хоть в среднем; каковы механизмы этой невозможности в опере, — тема следующей колонки.

Борис Филановский, “OpenSpace”

Почитайте еще:
«Пиковая дама» в Большом театре: Мнения критиков разошлись
Россыпь бриллиантов на нотном стане Алании
Три скрипки Гварнери прозвучат в Москве
Оркестр «Солисты Москвы» и Юрий Башмет приняли участие в закрытии «Музыкальной осени Ставрополья»
Три тенора в драматическом театре
Юбилей Верди в Большом театре отметили премьерой оперы "Дон Карлос"
ГСО РТ принял участие в абонементе «Солист Денис Мацуев»
Харьковская филармония закрыла сезон кантатой «Carmina Burana»
Музыка из фильма «Безымянная звезда» открыла фестиваль имени Эдисона Денисова в Томске
Сопрано Мариинского театра стала обладательницей Международной оперной премии
Шедевры классики в исполнении звёзд XXI века
"Дон Жуан": шлягер как открытие

Раздел: Репортажи Метки: Большой театр, Дмитрий Черняков, Руслан и Людмила

Ежедневная рассылка

Подпишитесь на наш ежедневный дайджест! Каждое утро вы будете первыми узнавать о самых интересных новостях музыкального мира!

Reader Interactions

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Основной сайдбар

Знаменательные даты

Не найдено ни одной записи

Instagram

Больше фотографий!
Подпишитесь на наш Instagram!

Это интересно:


Последние новости

Петербургские музыканты не смогли договориться с авиаперевозчиком

Оркестр улетел, а скрипки остались

15.02.2019

Петербургские музыканты не смогли договориться с авиаперевозчиком.

Злата Чочиева

Злата Чочиева: «Мой первый педагог училась в Саратовской консерватории»

14.02.2019

10 февраля 2019 в Саратовской областной филармонии им. А. Шнитке состоялся концерт академического симфонического оркестра с участием солистки Московской филармонии Златы Чочиевой.

российская премьера Симфонической поэмы «Прохоровская битва» Тихона Хренникова-младшего

«BelgorodMusicFest2019»: музыкально соединяя поколения

14.02.2019

На фестивале «BelgorodMusicFest2019» состоится российская премьера Симфонической поэмы «Прохоровская битва» Тихона Хренникова-младшего.

В ММДМ пройдет конкурс пианистов Владимира Крайнева

В ММДМ пройдет конкурс пианистов Владимира Крайнева

14.02.2019

С 26 марта по 1 апреля 2019 в Московском международном доме музыки (ММДМ) состоятся полуфинал и финал III Московского международного конкурса пианистов Владимира Крайнева.

Диана Вишнева и Ульяна Лопаткина. Фото - Марк Олич и Александр Гуляев

25 февраля премьера проекта “Действующие лица: Диана Вишнёва и Ульяна Лопаткина”

14.02.2019

Context Pro при поддержке Фонда Дианы Вишнёвой готовит необычный театральный проект – диалог двух выдающихся балерин в новом формате.

Конкурс «Нано-опера» открыл четвертый сезон

Конкурс «Нано-опера» открыл четвертый сезон

14.02.2019

До 1 апреля принимаются заявки от молодых оперных режиссеров на участие в четвертом конкурсе «Нано-опера», который пройдет в Московском музыкальном театре «Геликон-опера» в мае 2019 года.

Родион Щедрин

О мировой премьере “Мессы поминовения”

14.02.2019

Мировая премьера “Мессы поминовения” народного артиста СССР Родиона Щедрина состоится 26 февраля 2019 в Мариинском театре.

Второй сайдбар



Популярное

Footer

  • Новости
    • Поток новостей
  • События
    • Анонсы
    • Репортажи
  • Интервью
  • Публикации
    • Знаменательные даты
    • Страницы календаря Андрея Тихомирова
    • Юмор и курьезы
    • Индустрия звукозаписи
    • Ссылки
    • Исаак Стерн
    • Колонка Александра Курмачева
  • Видео
    • Сумерки богов
  • Тесты
  • Спецпроекты
    • XVI Международный конкурс имени Чайковского
    • Всероссийский музыкальный конкурс
    • “Вселенная – Светланов!” – текстовый онлайн
    • Конкурс имени Евгения Светланова
    • Grand piano competition
      • Grand piano competition текстовый онлайн
    • Конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко
    • XV Международный конкурс имени Чайковского
  • О нас
    • E-mail рассылки
    • Бриф для пиарщиков
    • Рекламодателям
    • Как связаться с ClassicalMusicNews.Ru
    • Правила размещения и использования материалов и информации
    • О персональных данных пользователей

Материалы по датам

Февраль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728  

Наши друзья

  • "Форум Чайковского"
  • DoubleReed.Ru
  • Конкурс имени Чайковского - спецпроект
  • ChamberMusic.Ru
  • Cello.Ru
  • Валторнист Игорь Лифановский
  • Фестиваль Василия Ладюка "Опера Live"

Темы

XV Международный конкурс имени Чайковского Александр Сладковский Александр Титель Анна Нетребко БСО им. Чайковского Большой театр Борис Березовский Вадим Репин Валерий Гергиев Владимир Мединский Владимир Спиваков Владимир Урин Владимир Федосеев Владимир Юровский ГАСО им. Светланова Галина Вишневская Геннадий Рождественский Денис Мацуев Дмитрий Бертман Дмитрий Хворостовский Дмитрий Черняков Дмитрий Шостакович Елена Образцова Конкурс имени Чайковского Ла Скала МАМТ Мариинский театр Михаил Плетнев Московская консерватория Московская филармония Московский Пасхальный фестиваль Московский музыкальный театр "Геликон-опера" Мстислав Ростропович НОВАТ Оркестр Мариинского театра Пермский театр оперы и балета Петр Ильич Чайковский Пласидо Доминго РНО Сергей Прокофьев Театр "Новая Опера" Теодор Курентзис Туган Сохиев Юрий Башмет Юрий Темирканов

Технология Copyright © 2006-2018, ClassicalMusicNews.Ru. Все права удерживаются.