Мини-фестиваль Госоркестра им. Е. Ф. Светланова «Истории с оркестром. Дирижирует и рассказывает Владимир Юровский» прошёл в московском Концертном зале им. Чайковского 4, 5 и 6 июня 2016 года в четвёртый раз.
Причём дирижёр именно рассказывает, а не читает с назидательным видом и поучающим тоном заранее заготовленные тексты. В этих рассказах всегда ощущается аромат живой импровизации. Иногда это захватывающие эпизоды из жизни музыкантов, иногда – настоящие музыковедческие эссе. Их объединяет одно общее свойство: они не бывают скучными!
В этот раз фестиваль посвящён трём датам. Главная из них – 400-летие со дня смерти Уильяма Шекспира – объединяет и две другие: 125 и 110 лет со дня рождения Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича соответственно.
В программу концерта 4 июня вошла музыка к двум постановкам.
В первом отделении прозвучала музыка Дмитрия Шостаковича к трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет» ор. 32 (1932) в постановке Московского театра им. Евг. Вахтангова (режиссёр Николай Акимов).
(В 1954 году Шостакович напишет музыку к «Гамлету» для Ленинградского драматического театра им. Пушкина (Александринки). А в 1964 году – к фильму Григория Козинцева с Иннокентием Смоктуновским в романтическом, рефлектирующем образе Гамлета.)
Десять лет назад В. Юровский исполнял с Российским национальным оркестром, будучи его главным приглашённым дирижёром, сюиту из музыки к этому, вахтанговскому спектаклю. Но сюита не даёт полного ощущения духа музыки и постановки в целом.
Это была первая самостоятельная постановка Н. Акимова, и резонанс она вызвала скандальный. Да и сегодня, с нашим пиететом перед первоисточниками и «аутентикой» в музыке, вряд ли бы её приняли лучше.
Постановка Акимова деромантизировала и Гамлета, и Офелию. Современный критик Александра Тучинская, анализируя акимовскую постановку в журнале «Театр» (№ 2–2011), в статье «Гамлет, шут датский» остроумно и точно назвала её «Гамлет эпохи Зощенко» (см. текст Антона Сафронова в буклете к фестивалю).
В постановке Акимова песенка Офелии «Заутра Валентинов день» звучит пародийно, повествуя о потере невинности. С текстом Шекспира Акимов обращается вольно, вставляя в него целые куски, сочинённые Н. Эрдманом и В. Массом – например, романс «Ах, лиши, лиши меня этих нежно-лживых уст…» Да и вообще Офелия представлена любовницей короля, шпионящей за Гамлетом.
Все эти детали не были бы понятны без комментариев Юровского. Но всё равно не помешали бы титры с названием частей. Ведь даже те, кто купил недешёвый буклет, не могут в него заглядывать во время исполнения.
Во втором отделении в этот вечер звучала музыка Сергея Прокофьева к спектаклю Московского камерного театра «Египетские ночи» (режиссёр Александр Таиров).
Режиссёр связал пьесы Бернарда Шоу и Шекспира («Цезарь и Клеопатра» «Антоний и Клеопатра») неоконченной поэмой Пушкина «Египетские ночи». Четыре года назад Владимир Юровский уже исполнял эту композицию в Москве с Лондонским филармоническим оркестром на Фестивале Ростроповича, с Чулпан Хаматовой и Константином Хабенским.
Второй концерт фестиваля целиком был посвящён немому фильму Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Новый Вавилон» (1929), посвящённому событиям Парижской коммуны 1871 года. Музыку к нему написал Шостакович.
В первом отделении Владимир Юровский 45 минут беседовал с киноведом, доктором искусствоведения Натальей Нусиновой о том, что этот фильм опередил время как в смысле кино как такового, так и музыки к нему. Юровский отметил, что в музыке к «Новому Вавилону» заложено много корней будущей музыки Шостаковича, в том числе и «Леди Макбет Мценского уезда». (Всё, что говорилось, было информативно и очень интересно, но 45 минут разговора перед музыкой – это перебор.)
Из диалога киноведа и дирижёра стало ясно, какое отношение имеет «Новый Вавилон» к Шекспиру. Это намеренное смешение высокого и низкого, повседневного. В партитуре есть и Марсельеза, и Интернационал, и одновременно что-то вроде канкана из «Орфея в аду» Оффенбаха. Чтобы происходящее на экране точно соответствовало музыке, Владимир Юровский выучил фильм наизусть. Здесь прекрасно показал себя Госоркестр, идеально точно следовавший руке дирижёра и чувствовавший нерв происходящего на экране.
У меня лично наибольший интерес вызвал третий вечер. Впервые за четыре года В. Юровский решился включить в программу фестиваля мировую премьеру – оперу патриарха российских композиторов Сергея Слонимского «Король Лир».
Сергей Слонимский: «Судьба выдерживает мои оперы как старое вино»
Такие премьеры хорошо вписываются в программу юбилейного сезона Госоркестра. Слонимский подарил Владимиру Юровскому клавир «Короля Лира» в 2012 году после исполнения им на сцене Михайловского театра в Петербурге первой части оперы Слонимского «Мастер и Маргарита». Написана же она шестнадцать лет назад на рубеже двух тысячелетий.
Опера «Король Лир» была представлена в полуконцертном исполнении. Даже более чем в полуконцертом. Выразилось это в том, что все вокалисты пели свои партии наизусть. Получилась почти полноценная постановка.
Опера была поставлена в интерьерах Концертного зала им. Чайковского, первоначально строившегося как театр Мейерхольда, которые давали простор фантазии постановщика Михаила Кислярова – главного режиссёра Камерного музыкального театра им. Бориса Покровского. В его распоряжении кроме сцены были станки для хора на сцене, оба портика и лестницы к ним со сцены, левая ложа, проходы в зале, балконы.
Интересна концепция либретто. Кроме самого действия в ходе пьесы появились два новых персонажа. Это резонёр, которому дан текст из статьи Льва Толстого «О Шекспире и о драме» и зрители трагедии, вероятно из театра «Глобус», в котором состоялись в своё время все премьеры Шекспира. Но зрители современные, которые вместе с дирижёром активно комментируют происходящее на сцене.
В то время как Владимир Юровский комментирует завязку оперы, на левом портике высвечивается крупная фигура в светло серой поддёвке и в сапогах очень похожая на Льва Толстого, весьма некорректно, если не сказать грубо, прерывающая комментатора и произносящая толстовский текст, обличавший Шекспира в надуманности и неправдоподобности происходящего на сцене. Потом оказывается, что Льва Толстого (будем так его называть) играет тот же актер и в том же гриме, что и король Лир.
Это придумка не автора либретто и оперы, то бишь Слонимского, а очень удачная находка режиссёра Кислярова. Надо сказать, что вообще его режиссёрская фантазия в этой semi-stage постановке очень активна и таких режиссёрских придумок рассыпано в спектакле немало, но одна из них совершенно замечательная: толпу зрителей театра «Глобус» играют музыканты из оркестра.
Слонимский назвал свое сочинение не оперой, а dramma per musica – драмой с музыкой. В ней нет хоровых фрагментов, развернутых ансамблей, нет оркестра в обычном понимании этого слово. Не зря автор называет свое детище монодийной оперой. Каждому персонажу соответствует отдельный инструмент. Он или поддерживает своего визави, впадает с ним как бы в консонанс, либо с ним постоянно спорит. Так инструментом Лира в его королевском достоинстве стал тромбон, Корделия перекликается с арфой.
Сам принцип построения партитуры «Короля Лира» требует от композитора очень тщательной проработки каждой партии, которые должны быть очень индивидуализированы и узнаваемыми. Это требует от композитора прямо-таки ювелирной работы. А от исполнителей-инструменталистов высочайшего профессионализма, потому как здесь нельзя пропустить ни одной ноты.
Недаром Слонимский захотел назвать поименно всех принимавших участие в исполнении музыкантов оркестра, что и будет сделано в конце рецензии.
Особо хочу отметить насколько точно подал в «Короле Лире» просодию пастернаковского русского стиха Сергей Слонимский.
Для первого концерта и премьерной постановки подобран во всех смыслах превосходный состав исполнителей. И вокалистов, и инструменталистов. В первую очередь безупречен Максим Михайлов (бас), исполняющий две партии: вокальную – самого короля Лира, и резонёра – Льва Толстого, темпераментно, причём в довольно резких выражениях, спорящего заочно с Шекспиром в лице Юровского или с происходящим на сцене.
Генетика – великая сила! Не прошло даром, что Максим – внук другого Максима – знаменитого русского баса ХХ века Максима Дормидонтовича Михайлова. То, как вокально сделал Михайлов-внук партию Лира, может стать причиной появления новой популярной басовой партии от русских басов. Не зря же Максим специально ездил в Петербург, чтобы отшлифовать партию Лира с композитором. Слонимский сказал, что это был первый случай в его практике, и он восхищен масштабной работой Михайлова.
Оба вечера прекрасно пела Любовь Петрова. Слонимский в своем интервью с восхищением отозвался об общем исполнительском уровне фестиваля в целом и премьеры его оперы в частности. Кроме уже упоминавшихся М. Михайлова и Л. Петровой. Чудесным лирическим тенором композитор назвал Сергея Радченко. Похвалил Слонимский в интервью и Андрея Бреуса – Олбени из «Короля Лира».
Очень хороша, и вокально, и драматически, особенно в неожиданной партии пьяной потаскушки Офелии, Надежда Гулицкая. В партии Шута великолепно выступил Максим Пастер – как будто эта партия писалась специально для него.
Подлинным героем четвертого фестиваля, впрочем, как и трех предыдущих, был Госоркестр им. Светланова, на который легла колоссальная репетиционная нагрузка подготовки исполнения незнакомой музыки.
Нельзя пройти мимо интереснейшего, информационно насыщенного буклета, выпущенного Московской филармонией, содержащего замечательные эскизы костюмов Николая Акимова к спектаклю «Гамлет» в театре им. Евг. Вахтангова. Стоит отметить интересные аннотации, написанные специально для этого буклета композитором Антоном Сафроновым, и интервью с Сергеем Слонимским Ярослава Тимофеева.
Солисты Госоркестра им. Е. Ф. Светланова, принимавшие участие в мировой премьере оперы Сергея Слонимского «Король Лир» 6 июня 2016 года в Концертном зале им. П. И. Чайковского:
Алексей Гуляницкий (скрипка), Василий Кухаренко (альт), Элина Фасхитдинова (виолончель), Илья Паничкин (контрабас), Евгения Юшина (флейта), Лев Повицкий (флейта), Дмитрий Колупаев (гобой), Сергей Большаков (кларнет), Николай Инкижинов (кларнет), Александр Пуленков (фагот), Геннадий Матвеенко (фагот), Андрей Смаль (валторна), Алексей Сакович (валторна), Георгий Плескач (труба), Константин Куприянов (тромбон), Фиргат Мусин (туба), Александр Багиров (ударные), Николай Ермаков (ударные), Владимир Терехов (ударные), Михаил Путков (ударные), Дмитрий Шалимов (ударные), Вера Алмазова (фортепиано), Нина Куприянова (арфа).
Приглашённые: Мария Власова (аккордеон), Анна Петрова (орган).
Абонемент № 001
«Истории с оркестром. Дирижирует и рассказывает Владимир Юровский»
Государственный академический симфонический оркестр им. Е. Ф. Светланова.
4 июня 2016 года
Дмитрий Шостакович – «Гамлет», ор. 32 (1932). Музыка к трагедии Вильяма Шекспира к постановке Московского театра им. Евг. Вахтангова (режиссёр Николай Акимов).
Михаил Левитин, Алексей Шулин (художественное слово), Надежда Гулицкая, Любовь Петрова (сопрано), Андрей Бреус (баритон). Камерный хор Московской консерватории (худ. рук Александр Соловьев).
Сергей Прокофьев – «Египетские ночи» (1934). Музыка к спектаклю Московского камерного театра (режиссёр Александр Таиров).
Чулпан Хаматова, Максим Суханов (художественное слово).
5 июня 2016 года
Дмитрий Шостакович – «Новый Вавилон», ор. 18, (1929). Музыка к кинофильму (режиссёры Г. Козинцев и Л. Трауберг).
В концерте принимает участие киновед Наталья Нусинова.
6 июня 2016 года
Сергей Слонимский (р. 1932) – «Король Лир», мировая премьера.
Лир, король Британии, резонёр – Максим Михайлов (бас, художественное слово),
Король Франции – Сергей Радченко (тенор),
Гонерилья – Ксения Вязникова (меццо-сопрано),
Корделия – Любовь Петрова (сопрано),
Регана – Надежда Гулицкая (сопрано),
Корнуэл, супруг Реганы – Александр Рославец (бас),
Олбени, супруг Гонерильи – Дмитрий Почапский (бас),
Глостер – Владимир Огнев (бас),
Эдгар, сын Глостера – Андрей Бреус (баритон),
Эдмонд, внебрачный сын Глостера – Евгений Либерман (баритон),
Шут – Максим Пастер – шут (тенор).
Режиссёр Михаил Кисляров.
Ассистент режиссёра Софья Аверченкова.
Видеохудожник Ася Мухина.
Художник по свету Геннадий Алексеев.
Владимир Ойвин