Концертом «Верди-гала» в Большом зале консерватории завершился Третий международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова. Фестиваль шел в нескольких городах России почти две недели.
В рамках проекта прошли концерты и бесплатные мастер-классы со специально приглашенными коучами.
Поддержке начинающих певцов, «системной и адресной», знаменитый бас придает большое значение. Причем возможность участвовать дается на либеральных основаниях: прислать запись для отбора может любой желающий, даже без консерваторского образования. Самых ярких не только учат, но и покровительствуют в карьере, по линии прослушивания в разные оперные дома и грантов на дальнейшее обучение.
В этом году из 300 заявок на фестиваль были отобраны 35 человек. Двое участников мастер-классов пели на заключительном концерте.
По словам Абдразакова,
«итальянскую тематику фестиваля, с одной стороны, навеял 2019 год: у меня вышел альбом, посвященный Верди. С другой – именно итальянская опера является тем фундаментом, на котором я вырос как артист».
Можно также предположить с большой долей вероятности, что выбор Верди – залог заведомого успеха у публики. И концепция вечера сразу готова, как коллаж, да и выбор богатейший: итальянский классик писал оперы с 26 до 80 лет.
Консерваторский концерт прежде всего привлек возможностью услышать самого Абдразакова и приглашенную примадонну Соню Йончеву. Увы, Йончева отказалась в последний момент, по семейным обстоятельствам. Ее срочно заменила Вероника Джиоева благо, вердиевский репертуар у нее выучен (и спет) давным-давно.
В концерте также участвовали итальянские гости – тенор Лучано Ганчи и баритон Клаудио Сгура.
Первый с детства пел в хоре мальчиков Сикстинской капеллы, окончил три консерватории в Италии, выступал во многих европейских и не европейских театрах, включая Большой и Мариинский.
Второй с юности специализируется на Верди: именно после победы на конкурсе в Буссето – «Вердиевские голоса» – певца пригласили в Театр Ла Скала. Для фестиваля это был неплохой выбор, тем более что приглашены итальянцы, носители стиля и языка.
Певцам играл оркестр театра «Новая опера» под управлением Михаила Татарникова. С координацией солистов и музыкантов периодически выходила неувязка: дирижер как начал смаковать громкость (в ущерб, естественно, нюансам) еще в увертюре к «Аттиле» (начало концерта), так и гнул ту же линию поведения до финала. При солистах тоже норовил разогнать звук до форте, отчего певцы должны были форсировать голоса, приобретая, соответственно, недостатки вокала. Но и «крик» часто не помогал, так что вокал не раз тонул в шуме.
Еще на прошлом фестивале Абдразакова возникло желание услышать не только всем известные арии. Но пока с этим туго. Программа состояла из хитов, правда, хит хату – рознь. Все же ранняя опера Верди «Луиза Миллер» и даже «Аттила» не так известны, как «Трубадур» или «Дон Карлос», поэтому узнавание публики перемежалось с ее же открытиями. Последних было больше, иначе не объяснишь, почему в зале не раз хлопали, не дожидаясь конца арий.
Особо порадовал ведущий концерта Юлиан Макаров. Нет, конечно, узнать перед концертом полное имя Верди – Джузе́ппе Фортуни́но Франче́ско – дорогого стоит. Ну, просто настраивает на торжественный лад. А в финале ведущий пригласил на сцену «трех сумасшедших архаровцев». То есть Джиоеву, Сгура и Абдразакова.
Начало же вечера ознаменовалось репликой, что Аттиле-Абдразакову, в отличие от исторического невзрачного гунна с кривыми ногами и редкой бороденкой, не потребовалось многотысячного войска для покорения всех и вся. Это перед тем, как певец начал концерт с арии упомянутого вердиевского героя.
Под мрачный рокот виолончелей голос с тысячью оттенков лепил образ неординаного злодея. Таким же – мятущимся и фанатичным, полным потаенной тоски и вопрошания судьбы – предстал король Филипп из «Дон Карлоса» во втором отделении. И все за счет отменного вокального артистизма.
Вероника Джиоева фактически спасла концерт, за что ей, конечно, спасибо. Она всецело погрузилась в страстный вердиевский романтизм, демонстрируя плотный «матовый» звук, с фирменными низкими нотами (и небольшими погрешностями на верхах) в ариях двух Леонор – из «Трубадура» и «Силы судьбы». Вдобавок предстала решительной героиней «Аттилы» и влюбленно-смятенной Амелией в дуэте из «Бала-Маскарада».
Ее партнер по дуэту Лучано Ганчи (Рудольф в «Луизе Миллер», Дон Карлос, Альваро в «Силе судьбы», Манрико в «Трубадуре») объял зал неутомимым пением, мощно пронзающим зал до дальних углов. (От ведущего мы узнали, что настоящего тенора в Италии могут звать только Лучано). Энергичному итальянцу и громкий оркестр почти не стал помехой.
Невозможно не оценить мастерство в непринужденном путешествии голоса всем регистрам и диапазонам, с внятной, легкой кантиленой и хорошей итальянской школой. Разве что тембр резковат, но это на любителя. Зато темперамент ни разу не подкачал.
Клаудио Сгура (Эцио в «Аттиле», Родриго в «Дон Карлосе») представленный ведущим как «живой завод по производству положительных эмоций», впрямь привнес элегантную сценическую харизму и подарил публике красивый и сильный баритон.
В паре с Ганчи спетый дуэт инфанта и маркиза из «Дон Карлоса» стал символом единения не только по сюжету. Хотя сцена смерти того же Родриго прошла у Сгуры несколько более безмятежно, чем хотелось бы. Все же благородный маркиз страдает и поет о главных ценностях уходящей жизни – Испании и боге. Кстати, излюбленные (в смысле – часто исполняемые певцом) оперные злодеи, например, Скарпиа и Яго, в концерт не попали. А жаль, наверняка было бы артистично. Ведь сказал же Сгура, что «перевоплощение в плохих парней на сцене» делает его «самым счастливым художником в мире».
В заключение четверка участников спела большую сцену финала «Аттилы», а дальше знакомые меломаны начали биться об заклад: будет ли на бис исполнена заздравная (она же застольная) песня из «Травиаты»? Конечно, будет, мысленно поставила я. И не прогадала.
Майя Крылова