Столичный театр «Новая опера» представляет публике новый проект – фестиваль, который должен продемонстрировать все грани музыки, современной, прежде всего. Это концертное исполнение музыкальных опусов, балеты, пластические перфомансы. Ну, и конечно, оперные постановки, в соответствии с названием фестиваля «Сад оперы».
Первыми в этом «Саду» прозвучали «Дидона и Эней» Генри Пёрселла и современное сочинение «Дайдо Пролог» Майкла Наймана. В нём использованы факты премьеры оперы Пёрселла, которая состоялась в 1689-м году. Такой оперный диптих – это ещё одно указание на то, что опера – искусство вполне живое, и оно подталкивает к эксперименту.
Античный миф, описанный Вергилием – о заблудшем в море Энее, попадающем в Карфаген и встречающем царицу Дидону, на этой сцене переносится в XVII век, в пансион благородных девиц Челси. Правда, о том, что действие происходит 300 лет назад, ничего не говорит.
«Для многих, кто знает мои работы, это будет неожиданным явлением»,
– говорит художник Юрий Хариков.
Фантазийные декорации и космические костюмы – как способ раздвинуть временные рамки. Это опера об опере. В 2011-м английский композитор Майкл Найман написал Пролог к сочинению Генри Пёрселла «Дидона и Эней», созданную, как раз, в пансионе Челси.
«Они почему-то делают все это в закрытом маленьком женском пансионе. И тогда мы придумали идею, наверное, мне кажется, что так и было, они сделали какую-то творческую лабораторию, арт-резиденцию».
– говорит режиссер спектакля Наталья Анастасьева-Лайнер. Туда Майкл Найман поместил своих героев, и туда же отправили певцов создатели спектакля.
«Не каждый театр решится в одном спектакле показать музыку, разница между которой 330 лет. Первое отделение – это музыка, написанная в 2011 году, а второе – в 1688, 330 лет назад».
– поясняет музыкальный руководитель и дирижер Дмитрий Волосников. Две истории мистически переплетаются в одну. Оперу Пёрселла репетируют воспитанницы пансиона, на роль Энея приглашают известного певца, Генри Боумана, который сам выбирает Дидону. В этот момент свет меркнет, персонажи оживают – певцы становятся героями мифа.
«Сейчас уже как-то полегче. Потому что уже много раз проработали, обкатали, много раз это проходили. А изначально я даже не поняла эту идею – странно, а потом уже свыклась с этой мыслью, что это объединение – это не так-то плохо, что это интересно».
– признается певица Виктория Яровая. Виктория Яровая – сначала послушница пансиона, затем – несчастная Дидона в работу над постановкой ушла с головой. Вместе с Ильей Кузьминым – Энеем, они репетировали практически сутками. Поют без второго состава.
«Генри Боумана я пою совсем немного времени – это достаточно новая для нас музыка современного композитора. Вот, и не обидится на меня господин Найман, я думаю, что, все-таки, мне ближе Перселл».
– рассказывает Илья Кузьмин. От аутентичного исполнения отказались, певцам предложили найти нечто новое, под стать Новой опере, новому Карфагену, и новым богам, в роли которых оказались композиторы – создатели этих опер.