В среду второго апреля в штаб- квартире ЮНЕСКО в Париже состоялось назначение российского пианиста и деятеля культуры Дениса Мацуева Послом Доброй Воли.
Диплом был торжественно вручён ему генеральным директором международной организации Ириной Боковой. Это почётное звание присуждается знаменитостям, ведущим общественную деятельность в области, являющейся смыслом существования ЮНЕСКО: развитии образования, культуры и науки.
Денис Мацуев — не только как знаменитый пианист и руководитель семи фестивалей классической музыки, но, прежде всего, президент фонда «Новые Имена». В своей речи Денис Леонидович отметил:
“Я считаю, что музыканты, которые выходят на сцену и играют Рахманинова, Чайковского, Шостаковича, Прокофьева должны быть добрыми людьми, в первую очередь. И счастливыми людьми. Потому что они владеют самым мудрым и самым гениальным языком, языком музыки. Он не требует перевода”.
Это звание поставило Мацуева в один ряд с такими знаменитыми музыкантами, тоже выполнявшими эту миссию, как Мстислав Ростропович, Иегуди Менухин, Пласидо Доминго и Мосеррат Кабалье.
В концерте, последовавшем за торжественной частью, выступили три российских вундеркинда-стипендиата фонда: пианист Александр Малофеев, скрипачка Елизавета Сесёлкина и баянист Ростислав Мудрицкий, показавшие, что жива и сильна ещё российская система музыкального обучения и эффективен Фонд.
Двенадцатилетний Александр Малофеев, учится не в спецшколе, а в обычной семилетке им. Николая Осипова в классе фортепиано Елены Берёзкиной. Честно говоря, я была совершенно потрясена тем, как он исполнил сначала Токатту Прокофьева, а затем этюд Рахманинова №6 ор 39 , именуемый среди пианистов «Красной шапочкой и серым волком» или попросту «Шапочкой».
Считается, что пианист, играющий «Шапочку», заведомо виртуоз, а здесь ребёнку всего двенадцать лет, но мощь , выносливость, скорость и бурный темперамент у него уже сильно опережают возраст. Да и открывать концерт в гигантском зале, при беспрерывном мелькании вспышек фотоаппаратов дело нервное.
Но у Саши большой концертный опыт – он лауреат какого-то немыслимого количества детских фортепианных конкурсов. Думаю, что с такой прытью и постоянным примером Мацуева перед глазами, у него большое карьерное будущее.
Вторым номером он показал себя в роли ансамблиста, исполнив партию фортепиано с одинадцатилетней скрипачкой Елизаветой Сесёлкиной. Маленькая девочка в платье принцессы, исполнившая Интродукцию и Тарантеллу Сарасате ещё пока не может наполнить мощным звуком огромный концертный зал, но её виртуозность и музыкальность тоже опережают возраст.
После получения стипендии фонда «Новые имена» она переехала из Новотроицка в Москву, поступила в музыкальную спецшколу имени Гнесиных в класс преподавателя Т. С. Беркуль, и тут же стала играть на детских музыкальных конкурсах, взяв Гран-при на втором Московском международном конкурсе «Музыкальный алмаз». Безусловно она очень целеустремлённая и перспективная скрипачка.
Третий вундеркинд, девятилетний ученик Ростислав Мудрицкий, поразил необыкновенной одухотворённостью, фразировкой, артистизмом и технической оснащённостью, исполнив три части Маленькой сюиты Е. Дербенко и экспромт Е. Макдауэлла.
Для Франции, в которой дети просиживают в общеобразовательной школе до половины пятого вечера, такой исполнительский уровень детей совершенно немыслим и наши ученики производят такое же впечатление, как китайский цирк.
После детей Государственный симфонический оркестр Татарстана под управлением Александра Сладовского исполнил красивейшее сочинение, которое только и можно было подобрать к такому случаю: увертюру П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта».
Несмотря на то, что акустика бетонного зала совершенно не приспособлена для симфонического оркестра, он звучал наилучшим возможным образом. Страстно, романтично, захватывающе, с широкими рубато и взлётами на кульминации. Александр Сладовский буквально за три года превратил оркестр в очень достойный и конкурентоспособный коллектив.
Денис Мацуев исполнил свой коронный второй концерт Рахманинова. Пожалуй, наполнить такой зал мощным звучанием только ему и под силу. Акустики там нет. Это зал заседаний, а не концертный зал. Но Мацуев справляется с любой акустикой.
После бисов Мацуева, непременной «Пещеры горного короля» Грига, неизменно взвинчивающей публику до визга и джазовой импровизации, под занавес, в качестве биса, оркестр исполнил то сочинение, которое Сладовский выбрал в качестве визитной карточки оркестра: «Стан Тамерлана» российского композитора Александра Владимировича Чайковского.
Сочинение очень подходяще для того, чтобы окончательно уложить на лопатки и так изнемогшую от воплей и аплодисментов публику: Александр Владимирович щедро задействовал все имеющиеся в наличии ударные инструменты и заставил оркестрантов в коде громко вопить хором. Успех гарантирован.
Всё-таки нужно учитывать, что концерт проводился не для меломанов, а для людей далёких от музыки, которым нужно было устроить настоящий праздник. Российские музыканты доказали в очередной раз то, что их исполнительский уровень продолжает оставаться недостижимым для остальных, и что подрастает достойная смена.
После концерта последовал щедрый банкет, организованный представительством Татарстана, на который приехал в сопровождении свиты бывший президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев.
Алёна Ганчикова, Париж