22 января 2019 года в Малом зале Московской консерватории в рамках абонемента «Эстафета Веры» состоялся концерт пианиста, лауреата международных конкурсов Даниила Саямова.
Цикл фортепианных вечеров – концерты учеников Веры Васильевны Горностаевой (1929 – 2015), пианистки, Народной артистки РФ, профессора Московской консерватории, воспитавшей более 50 лауреатов международных конкурсов.
Определяющую роль Вера Васильевна сыграла и в судьбе Даниила Саямова. Будучи пятнадцатилетним студентом Ростовской консерватории, после победы на юношеском конкурсе имени С. В. Рахманинова в Тамбове, где Вера Васильевна возглавляла жюри, Даниил получает приглашение перевестись в ее класс Московской консерватории.
С 2014 г. Даниил начинает преподавать в Московской консерватории в качестве ассистента В. В. Горностаевой, совмещая активную исполнительскую деятельность с педагогикой. Характер и воля, по словам Даниила Саямова, были качествами профессора.
“Вера Васильевна никогда не навязывала мне своей точки зрения на музыку”,
– заметил музыкант в одном из интервью,
“Притом, что она была человеком невероятно требовательным, порой даже жестким. <…> Все, что она мне говорила, я пропускал через себя, через свои внутренние фильтры, адаптировал к собственной индивидуальности».
В первом отделении концерта прозвучали сочинения Роберта Шумана. «Детские сцены» – созданный для детей цикл миниатюр с программными названиями, сочинение, которое включают в свой репертуар многие великие пианисты. В их числе и Вера Горностаева, чьи записи этого цикла широко известны.
Даниил Саямов, философски осмысляя впечатления ребенка, заставил слушателя чутко внимать музыке Шумана с ее огромной эмоциональной палитрой, изменчивостью настроений, образностью и поэтичностью. Каждая пьеса цикла предстала во всей глубине и красоте заложенных в ней смыслов. Особенно проникновенно, завораживающе прозвучали знаменитые «Грезы» благодаря выразительному пению рояля, ясному звучанию каждого голоса фактуры, тишайшему, красивейшему пианиссимо.
В «Крейслериане» Шумана в исполнении Саямова с особой силой отражено романтическое мировосприятие героя Гофмана и самого композитора. Смена разных душевных состояний и перепадов настроений раскрывалась то в тонкости полутонов поэтичных музыкальных образов, то в резкой импульсивности. Исполнение заставило ощутить и глубину контрастов, и весь масштаб развития одного из самых знаменитых произведений мировой музыкальной культуры.
Исполнение Сонаты си-минор Ференца Листа во втором отделении концерта ошеломило слушателя безграничностью виртуозного владения инструментом: мощные кульминационные разделы, богатство тембровых красок и техническое совершенство исполнения помогли многомерно раскрыть сложный духовный мир этого сочинения.
Совсем недавно, в декабре 2018 года, Даниил Саямов раскрыл огромный диапазон своих пианистических возможностей, исполнив в концертном зале Мариинского театра сложнейшее сочинение – Второй концерт для фортепиано с оркестром современного финского композитора Магнуса Линдберга. Концерт состоялся в рамках фестиваля «Лики современного пианизма», который в тринадцатый раз проводился в Мариинском театре под руководством Валерия Гергиева.
Юлия Савиковская в рецензии о фестивале заметила, что этот концерт стал ярким событием фестиваля, а для нее самой своего рода кульминацией музыкального года.
“Я с трудом разделяю себя и музыку”,
– поделился сокровенными размышлениями в одном из интервью Даниил.
“Музыка является частью моего сознания или я являюсь частью музыки? <…> для меня музыка является всем, от начала до конца…”.
Погружение пианиста в мир исполняемой музыки стало главным впечатлением концерта-монолога, концерта-исповеди, запомнившегося таинством творимой на глазах музыки.
Лейла Баяхунова