“Алеко” Рахманинова живёт на сцене Магнитогорского театра оперы и балета уже семь лет, и в этом году по-хорошему поразила публику на фестивале “Вива опера-2015”.
Одноактная опера – это дипломная работа юного выпускника столичной консерватории Сергея Рахманинова, получившего по окончании заведения Большую золотую медаль. Потому истинно “рахманиновской” манеры – широкой, полногрудной и раскатистой – в “Алеко” ещё нет. Скорее, прослеживается стиль Чайковского – недаром великий композитор на премьере оперы аплодировал молодому автору так отчаянно, что, как говорят очевидцы, чуть из ложи не выпал.
Ещё один примечательный момент: написана опера на поэму Пушкина “Цыганы”, а либретто дипломной работы Рахманинова писал Немирович-Данченко. Словом, после суперуспешной премьеры “Алеко” начали ставить во всех театрах мира, по-разному трактуя великое творение.
Магнитогорская постановка оперы также имеет авторский взгляд, внесённый режиссёром Сергеем Сметаниным, которого для постановки пригласили в Магнитогорск из Санкт-Петербурга. Он придумал пролог, вводящий зрителя в атмосферу быта кочующего народа. К Рахманинову, конечно, это не имеет отношения – музыкальная подборка сделана из цыганских песен и романсов, зато логично начинает сюжет для тех, кто не читал Пушкина.
Удивляет уже декорация: оркестровая яма наполовину перекрыта мостиком, лестница с которого спускается прямо в зал. Звучит третий звонок, в зале гаснет свет, но занавес на сцене плотно закрыт. Вдруг из-за двери раздаются звуки скрипки, гитар и негромкое пение. Из фойе в зал выходит табор – бородатые цыгане с гитарами и бубнами, девушки в ярких юбках, старухи с курительными трубками и даже медведь на цепи. Под песни хор по лестнице и мосточку над оркестровой ямой поднимаются на сцену.
В это время из зала же появляется Алеко – гордый одиночка, покинувший “душный город” ради свободы под пологом цыганских кибиток. Со стороны он с любопытством наблюдает за табором, но вот на первый план выходит Земфира – и взгляд Алеко загорается страстью.
Эдуард Морозов, приглашённый на фестиваль из Пермского театра оперы и балета, для роли Алеко подходит, пожалуй, как никто другой. Яркий баритон и хищные черты лица, свойственные певцу, мощно помогают ему раскрыть свой образ. На пресс-конференции накануне спектакля Эдуард Морозов признался журналистам, что приглашение на “Вива опера-2015”, да ещё на “Алеко”, считает настоящим подарком судьбы. А началось всё со случайности.
“Этой второй мой приезд в ваш город, впервые посетил Магнитогорск с концертом солистов Пермского театра оперы и балета. Заявленная в афише любимица магнитогорской публики концерта Наталья Буклага приехать не смогла – её партнёрша и подруга Наталья Кириллова, также хорошо известная вашей публике, посоветовала пригласить меня. Я, конечно, обрадовался, поскольку был наслышан о городе, театре оперы и балета, его радушии и гостеприимстве, а главное, о чудесной вашей публике. А теперь сбылась вторая мечта – участвовать в “Алеко”, о постановке которого наши ребята отзывались с восторгом.”
Но вернёмся к опере. В прологе Земфира сама выбирает Алеко, назначая его себе в мужья. Залихватский романс – и вот она ведёт его в свою кибитку. В роли цыганской обольстительницы солистка Магнитогорского театра оперы и балета, блистательная Оксана Сычёва, для роли замаскировавшая свой роскошный блонд под париком цвета воронова крыла. Герои уединяются за ширмой в кибитке, занавес закрывается – авторский пролог окончен. Начинается Рахманинов.
И тут уж никаких изменений авторского замысла: увертюра, арии, дуэты – всё согласно партитуре. Земфире опостылел муж, она нашла утешение в объятиях жаркого молодого цыгана – ещё одного гостя “Вива оперы-2015” Михаила Меньшикова, студента Челябинской государственной академии культуры и искусства, солиста Челябинского театра оперы и балета. Молодой, высокий, красивый, светловолосый, певец обладает редким тембром тенора, который специалисты называют “сладким”. Несмотря на то, что вокальная партия молодого цыгана в опере невелика, Михаил успел произвести впечатление на публику.
“Родом я из Екатеринбурга, но учусь и работаю в Челябинске. В Магнитогорске, несмотря на соседство, впервые, но город мне понравился. Ещё больше понравилось то, что в нём проходит оперный фестиваль такого уровня, который не всегда могут позволить себе даже столичные города”,
– рассказал журналистам накануне спектакля Михаил Меньшиков.
Ещё отметим колоритного Сергея Муртазина, сыгравшего роль отца Земфиры, и Светлану Жинжикову, эффектно исполнившую роль старой цыганки. Итак, финал печален: застав любовников, Алеко убивает обоих, за что цыгане прогоняют его из табора. А публика аплодирует стоя. И со всех сторон слышится удивлённое: “Это что – уже финал?” Да, опера Рахманинова коротка – всего час двадцать, даже с учётом авторского пролога Сергея Сметанина. Но тем и хорошо высокое искусство: его всегда недостаточно.
Рита Давлетшина, Магнитогорский металл