Камерные вечера в московских особняках, музеях, библиотеках занимают особое место в музыкальной жизни столицы.
Здесь создается особая атмосфера, напоминающая о былой традиции музицирования, здесь особенно лирично звучат старинные романсы, все дышит атмосферой поэзии и любви, с налетом ностальгической грусти.
Такой прекрасный концерт прошел в осенний субботний вечер, когда в воздухе чувствуется дыхание уходящей осени, а ветер срывает последние золотые листья с деревьев, в ту пору, когда память о лете уже позади, а время радостного ожидания зимы с ее рождественско-новогодними радостями еще не наступило.
Это время особенно подходит для музыки, исполненной личных переживаний, красоты, лиризма и легкой грусти.
Такую музыкальную радость подарили нам Елена и Ольга Терентьевы, дуэт, который полюбился московским меломанам, в концерте под названием «Закон звезды и формула цветка – цветочный дуэт».
В концертном зале галерее Шилова, в котором регулярно проходят музыкальные вечера классической музыки и старинного романса, прозвучали стихи, романсы, оперные дуэты, фортепианная музыка, объединенные темой любви к природе и музыке.
Концерт провела Елена Волгина, лауреат премии правительства Москвы, совместив роли ведущей и аккомпаниатора. В самом начале она объяснила название концерта, которое было навеяно стихотворением Марины Цветаевой, выражая извечную связь между мечтой, устремленной к звездному небу, любовью к природе, поэзией и музыкой.
Стихи предваряли музыкальные номера, а концерт, таким образом, стал тем, что было принято называть музыкально-литературной композицией, жанром, весьма распространенным во времена моей работы в Филармонии. Сочетание музыки и поэзии всегда было частью традиции камерного музицирования, а в данном концерте стихотворные реминисценции расширили эмоциональную сферу концерта, иногда привнося новое настроение в хорошо известные произведения.
В первой части концерта прозвучали романсы М. Глинки и А. Даргомыжского на стихи А. Пушкина и Н. Кукольника. В исполнении Елены и Ольги Терентьевых красота этой музыки, неразрывно слитой с поэзией, была исполнена лиризма и нежности, так хорошо переданных голосами сестер, дополняющих друг друга в дуэтах.
Драматизм и глубина сопрано Ольги прекрасно оттеняются легким, летящим голосом Елены, создавая удивительное музыкальное единства, как бы показывающее разные стороны женской природы, воплощенной в музыкально-поэтической форме.
Женщина в музыке – это особая тема для ценителей камерных жанров. В женском исполнении романс приобретает особую прелесть, поскольку, хотя композиторами и поэтами были мужчины, он стремились раскрыть мир человеческих эмоций, так близкий именно миру женщины, для которой любовь неизбежно становится центром вселенной.
Когда Ольга и Елена поют «Колыбельную» или «Жаворонка» Глинки, они поют о себе и о каждой женщине, которая стремится оградить своего ребенка от «страданий и потерь» и мечтает, чтобы «кто-то вспомнит обо мне и вздохнет украдкой».
Перейдя к оперному репертуару, Ольга и Елена показали свой сценический талант, который они демонстрируют на сцене театра «Новая опера» в многочисленных оперных постановках – в «Руслане и Людмиле», «Снегурочке», «Князе Игоре», «Царской невесте», «Летучей мыши». На этом концерте прозвучали дуэты из опер Моцарта, Чайковского, Делиба, а на бис – очаровательный «Дуэт кошек» Дж. Россини.
Певицы обладают не только прекрасными голосами, но и той красотой, которая придает прелести и очарования музыкальному действу. Эстетическое чувство основано не только на красоте голоса, этого самого чудесного музыкального инструмента, но и на визуальном удовольствии, которое создает симбиоз внешнего и внутреннего, образа и воплощения.
Красота музыки, прозвучавшей в концерте, дополняется красотой и женственностью Ольги и Елены, их сдержанной, но в то же время естественной манерой держаться, чувством стиля и умением передать нюансы музыки выразительным жестом и легкой улыбкой. Все это создает волшебную атмосферу мерцания звезд, аромата цветов, прекрасной музыки и женской красоты.
Екатерина Шапинская, “Миры Орфея”