Нынешняя, 10-я «Музыкальная экспедиция» на Владимирской земле рассказала о защитниках Отечества.
Что бы ни происходило важного в июне в культурной жизни, от премьер в Большом или Мариинском театрах до знаменитого на весь мир конкурса Чайковского, тысячи зрителей помнят: необходимо выкроить несколько дней для фестиваля «Музыкальная экспедиция».
Этот необычный странствующий праздник, придуманный прославленным виолончелистом Борисом Андриановым, поддержанный его столь же звездными друзьями-коллегами, равно как официальными институциями от Владимирского областного министерства культуры до федерального Минкульта, раз от раза все увереннее проявляет себя как движение, восстанавливающее связь времен, страниц, героев отечественной истории.
Впервые Борис Андрианов оказался в этих местах 10 лет назад. После концерта в Муроме пригласившая его на гастроли Алиса Бирюкова, тогда замдиректора областного департамента культуры, предложила: заедем посмотреть одно село?
В каком-нибудь километре от трассы столичный гость попал в абсолютно готический антураж усадьбы графов Храповицких. Пребывавшей не в порядке, но в состоянии, которое явно допускало восстановление.
«Вот бы сыграть у этих стен концерт»,
— воскликнул музыкант.
Через год стараниями Алисы, ее департамента и, конечно, энергией самого Бориса и его коллег состоялся не только концерт, но целый фестиваль классической музыки в исторических местах Владимирщины. С тех пор смотр стал ежегодным — благо мест этих в одном из древнейших русских краев не счесть.
Помню, например, визит фестиваля 2017 года в Симу в 90 км севернее Владимира. Дворец князей Голицыных рубежа XVIII–XIX веков, восторженная публика не только из Владимира, но из Москвы, Ярославля, Рязани, Курска, рукоплещущая музыкантам из родного Отечества и из Германии, Бельгии, Норвегии за исполнение партитур Вивальди, Телемана, Чайковского… И вместе с тем — оторопь от вида неухоженных стен, в которых ничего исторического, кроме кирпичей, не сохранилось.
Тот концерт привлек к Симе внимание общественности и власти, область нашла силы для реставрации. Вернувшуюся сюда нынче уже 10-ю «Музыкальную экспедицию» встретил полноценный музей с восстановленными интерьерами.
Сима в какой-то мере подсказала и идею всего юбилейного смотра. Здешний житель Николай Борисович Голицын был не только меценатом, вписавшим свое имя в историю музыки тем, что стал заказчиком трех гениальных «Голицынских квартетов» Бетховена, но также героем 1812 года, ординарцем князя Багратиона, раненного на Бородинском поле и попросившего перевезти его в Симу к связанным с ним родственными узами Голицыным, где полководец умер…
Так возникла мысль посвятить «Музыкальную экспедицию — 2023» владимирским защитникам Отечества. Начиная с самого Суворова, отец которого, генерал-аншеф Василий Иванович Суворов, был хозяином села Кистыш. Благодарный Александр Васильевич поставил здесь в память родителя церковь Василия Великого, и сегодня этот храм помогают возрождать воины-ветераны.
Фестиваль и стартовал в Кистыше. После чего, навестив Симу, продолжился в Лыково — месте, знаменитом находкой здесь в 1808 году шлема князя Ярослава Всеволодовича, одной из древнейших русских военных реликвий, хранящейся сейчас в Оружейной палате.
Затем — уже знакомое нам Муромцево. Его последний дореволюционный хозяин Владимир Семенович Храповицкий был не только успешным лесопромышленником, чье имение по размаху, утверждали современники, выдерживало сравнение с царскими вотчинами, не только меценатом, выстроившим для крестьян музыкальную школу, но и полковником, предводителем губернского дворянства, в годы Первой мировой войны оказывавшим благотворительную поддержку фронту.
Правда, в отличие от Симы, решительного рывка в деле восстановления усадьбы здесь пока не произошло. Хотя в 2014 году ее включили в Судогодский филиал Владимиро-Суздальского музея-заповедника, повысив статус до федерального. Центральные научно-реставрационные проектные мастерские подготовили 16 томов документации.
Однако за 10 лет, помимо организации выставочного зала и экскурсий, в главных сооружениях — собственно замке и хозяйственном комплексе — лишь провели консервацию. Тоже хорошо — исключив проникновение детей и неорганизованных туристов, минимизировали возможность несчастных случаев и вандализма. Но хотелось бы большего. Фотографии свидетельствуют — еще в Великую Отечественную, когда эти стены (как и многие другие усадьбы Владимирской области) приняли воинский госпиталь, они поддерживались в порядке. Хотя можно себе представить, чего это стоило в военную пору.
В селе Жерехово нас встретил еще один готический замок. Здешнее имение князей Всеволожских построено в XVIII — начале XIX века. Среди представителей этого рода тоже немало героических защитников России. А для знатоков музыки незабываемо имя Ивана Александровича Всеволожского, директора императорских театров, благодаря заказам которого у нас есть «Спящая красавица», «Щелкунчик» и «Пиковая дама» Чайковского. Нет, никто Жерехово в федеральную собственность не переводил. Область нашла усадьбе столичного инвестора, который пообещал убрать отсюда следы психдиспансера, съехавшего лишь два года назад, и вернуть дворцу «княжеский» вид. Что ж, посмотрим…
Наконец, мы в самом Владимире, на Соборной площади которого по традиции закрывается «Музыкальная экспедиция». Памятники культуры города, подчеркнул автор вступительных слов ко всем концертам фестиваля, историк, теперешний замминистра культуры области Олег Гуреев, часто являют собой и овеществленную военную память.
Начиная с прекрасного Успенского собора, в нашествие Батыя ставшего последним оплотом горожан. Не случайно на его стенах два столетия спустя появились фигуры ангелов-защитников кисти Андрея Рублева. До сих пор в соборе хранится частичка мощей Александра Невского. А сами останки святого благоверного князя до 1723 года находились в соседнем Богородице-Рождественском монастыре в специальной раке, которую по приказу Петра I (к неудовольствию здешнего духовенства) перевезли в Александро-Невскую лавру новой столицы. Оттуда двести лет спустя раку забрали в советский Эрмитаж. А еще через сто — вернули в Лавру, снова вызвав общественный ропот. Интересно рифмуются времена…
Не утерять в суете их связь — в том, собственно, и прямая музыкальная задача фестиваля. Помню, например, чувство открытия, когда год назад в усадьбе Крутец петровского генерала Ивана Бутурлина (г. Александров) слушал кантату Чайковского «В память двухсотой годовщины рождения Петра Великого», до того многие десятилетия считавшуюся утраченной.
Нынешний фестиваль подарил сразу несколько таких открытий. Например, в Муромцево Борис Андрианов вместе с друзьями — Гайком Казазяном и Евгением Субботиным (скрипки), Александром Митинским и Андреем Усовым (альты), а также виолончелисткой Анной Кошкиной исполнили Секстет до мажор Рейнгольда Глиэра.
Композитор — один из крупнейших за всю первую половину ХХ века, но не припомню другого исполнения этого роскошного сочинения, которое к тому же написано по благородному и трогательному поводу — в память мецената Митрофана Беляева, чья лейпцигская нотопечатня была специально построена для продвижения русской музыки в Европе.
Еще одна редкость ожила заботами другого постоянного участника «Музыкальной экспедиции» — Владимирского губернаторского симфонического оркестра под руководством заслуженного артиста России (звание подоспело аккурат к фестивалю) Артема Маркина. Коллектив молодой (всего 25 лет), активно наращивающий репертуар и уже востребованный на многих площадках: Санкт-Петербург, Калининград, Смоленск, Минск, а скоро в список добавятся Грозный, Махачкала, Баку…
В финальный день праздника музыканты сыграли увертюру и Танцы сенных девушек из ранней оперы Чайковского «Воевода» по комедии Островского. Ведущий концертов Артем Варгафтик напомнил: мировую премьеру этих танцев еще в студенческие годы Петра Ильича провел не кто-нибудь — Иоганн Штраус в один из своих знаменитых летних концертных сезонов в Павловске.
Музыка — мощная сила, берущая крепости людских душ порой вернее любого другого оружия. А мы держим ее драгоценности в дальних пыльных сундуках…