Фестиваль памяти Филиппа Хиршхорна состоялся в Утрехте, Нидерланды, с 22 по 27 ноября 2016 года.
Хиршхорн занимался преподавательской работой чуть больше чем десять лет, с 1985 по 1996 год.
За это время из его класса вышла целая плеяда скрипачей-солистов (Жанин Янсен, Дмитрий Махтин, Давид Грималь, Филипп Граффен), а кроме этого, среди его учеников концертмейстеры крупных оркестров, известные камерные исполнители.
Двум музыкантам русской школы, Хиршхорну и Виктору Либерману, до эмиграции многолетнему концертмейстеру ЗКР, удалось превратить не слишком заметное до той поры в скрипичном мире учебное заведение – Утрехтскую консерваторию – в центр притяжения для молодых скрипачей со всей Европы, и, без сомнения, мир увидел бы ещё больше замечательных исполнителей, вышедших из класса Хиршхорна, если бы эта выдающаяся по результатам педагогическая деятельность не прервалась слишком рано и трагически.
В программе мемориальных мероприятий были концерты и мастер-классы, с кульминационной точкой на гала-концерте 26 ноября 2016, в день памяти Хиршхорна. На сцену Большого зала Tivoli-Vredenburg вышли его друзья и ученики.
Публика, собравшаяся во множестве (были даже приехавшие из других стран), могла убедиться, что среди учеников Хиршхорна нет похожих, всё это абсолютно разные творческие индивидуальности – теперь, через 20 лет после его ухода из жизни, становится ясно, что это результат, сопоставимый с результатами виднейших педагогов в истории.
Рафинированное звуковое мастерство и музыкальный интеллект Дмитрия Махтина в Трио Шостаковича, эмоциональная насыщенность Жанин Янсен в фортепианном квартете Брамса, обостренное чувство ансамбля и умение собрать всех воедино у Давида Грималя в концерте Вивальди, исполненном без дирижёра – всё это продемонстрировало нам, что ученики Хиршхорна всерьез восприняли его девиз «быть собой».
Мемориальные концерты – вещь распространенная, на них ходят ради теплых чувств, но здесь слушателями посчастливилось присутствовать ещё и при музицировании высочайшего качества. Участвовали такие мэтры старшего поколения, как Раду Лупу, Елизавета Леонская, Давид Герингас.
Можно с уверенностью сказать, что Хиршхорну, будь он жив, как минимум не было бы стыдно за то, что происходило в тот вечер на сцене Большого зала Тиволи.
К вершине концерт подвело выступление пианистов, друзей Хиршхорна, Раду Лупу и Елизаветы Леонской, буквально потрясших зал красотой и грустью Фантазии Шуберта, для которой роль неожиданного вступления сыграло Анданте с вариациями Гайдна, написанное в той же тональности и в похожем эмоциональном ключе.
Завершился вечер выступлением солистов с оркестром; после этого, когда никто уже ничего не ожидал, музыка полилась с огромного экрана – слово было дано самому герою вечера: трепетная Сицилиана из сонаты Джеминиани, записанная пятьдесят лет назад live на конкурсе им. Королевы Елизаветы, поставила точку в происходящем, создав ощущение живого присутствия.
Фестиваль состоялся благодаря усилиям Утрехтской консерватории в лице её директора Жоса Схилингса.
Автор идеи и главный организатор – Дмитрий Махтин.
26 ноября, Большой зал Тиволи, Утрехт, Нидерланды.
Д. Шостакович. Трио №2 ми минор памяти И. Соллертинского. Исполнители – Дмитрий Махтин, Давид Герингас, Елизавета Леонская.
И. Брамс. Фортепианный квартет до минор. Исполнители – Жанин Янсен, Грегор Сигл, Давид Герингас, Елизавета Леонская.
Й. Гайдн. Анданте и вариации фа-минор. Исполнитель – Раду Лупу.
Ф. Шуберт. Фантазия для ф-но в 4 руки фа минор. Исполнители – Раду Лупу, Елизавета Леонская.
А. Вивальди. Концерт для четырех скрипок с оркестром си минор. Исполнители – Давид Грималь, Марко Мандолини, Фредерик д’Урсель, Ширли Лауб, струнный оркестр Утрехтской консерватории.
И. С. Бах. Концерт для двух скрипок с оркестром ре минор. Исполнители – Жанин Янсен, Дмитрий Махтин, струнный оркестр, дирижер Михаил Земцов.
Марина Акимова