На Новой сцене Большого театра прошла премьера оперы Вайнберга «Идиот». По сути, этим спектаклем начался международный форум «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение».
Большой театр выступает соорганизатором форума – вместе с газетой «Музыкальное обозрение» и ее главным редактором Андреем Устиновым.
На уровне идеи организаторы предполагали объединить событие вокруг двух спектаклей – собственно «Идиота» и первой российской постановки «Пассажирки», она прошла в Екатеринбурге осенью и будет показана в Москве 19 февраля.
Импульс оказался столь мощным, что его подхватили еще два театра – Мариинский и «Новая Опера». Валерий Гергиев тоже выбрал «Идиота», «Новая Опера» – «Пассажирку».
О постановке «Идиота» в Мариинке «НГ» уже писала. Сравнивая две постановки или даже все четыре, можно сделать любопытные наблюдения.
Жесткая структура опер и выбор темы («Пассажирка» – опера о Холокосте) или литературного первоисточника («Идиот») обязывают режиссеров строго следовать либретто – на радость консерваторам. Наступит ли день, когда (или если эти оперы вновь обретут сценическую судьбу) кто-то из постановщиков решит изменить время или место действия, переосмыслить характеры героев, их мотивацию, то есть интерпретировать, но не проиллюстрировать материал?
Понеслась душа в рай. В Мариинском театре поставили оперу Вайнберга “Идиот”
Надо сказать, что Тадеуш Штрасбергер, режиссер екатеринбургской «Пассажирки», попытался все же выйти на некий уровень осмысления исторических фактов, Сергей Широков в «Новой Опере» – методично напирал на лагерные ужасы.
Так же и Алексей Степанюк, режиссер петербургского «Идиота», нащупал нить, основу своего спектакля (как показалось обозревателю «НГ», это отношения Мышкина и Рогожина). Постановка, сделанная в короткие сроки и на мизерный бюджет, оказалась в какой-то степени содержательней богатой инсценировки Большого театра.
Режиссер Евгений Арье иллюстрирует сцены из «Идиота» – страница за страницей. Мрачный Петербург Достоевского здесь передан с помощью черной зеркальной стены да задника, где в технике старого кино то вьется вьюга, то возникают портреты героев оперы (художник Семен Пастух, видеосценограф – Ася Мухина).
Демонстрируя припадки Мышкина, портреты в бешеном темпе меняют друг друга; в финале Настасья Филипповна, как Графиня из «Пиковой дамы», открывает глаза и разве что не подмигивает своим женихам с того света. Да, пламя камина, куда чертовка кинула 100 тысяч, тоже, разумеется, на видеопроекции.
Пожалуй, выделяется все же пара Аглая и Настасья Филипповна. Первая чересчур агрессивна (Юлия Мазурова), вторая совсем не харизматична (Екатерина Морозова), ее образ в основном решен благодаря костюмам: черное и ярко-красное сменяется после признания Мышкина на светлое (художник Галина Соловьева).
Необычен Рогожин – слишком утонченный (Петр Мигунов), но это нивелирование штампа разбойника даже симпатично, Мышкин (Богдан Волков) не выделяется, а скорее сливается с обстановкой, что его герою как раз и свойственно.
Дирижер Михал Клауза и без того маловыразительную музыку превращает в скучную, правда, к качеству исполнения придраться трудно: выучена партитура на совесть, ансамбль солистов отличный.
Но вопрос, а стоит ли главному театру страны обращаться к сочинению, которое входит скорее в список редкостей, чем шедевров, – так и остался открытым, по крайней мере эта постановка однозначного ответа на него не дала.
Марина Гайкович, “Независимая газета”