Конкурс вплотную приблизился к драматическому финалу.
Драматическому – не в том смысле, что печальному. А в том, что борьба между шестью лучшими конкурсантами будет острой.
Как и обещало жюри, «за первое и второе места надо будет серьезно побороться».
Публика сидит с блокнотиками, черкает что-то в буклетах, у вас то и дело просят ручку или карандашик. Все ставят и ставят свои отметки – галочки, крестики, плюсы и минусы, ноли и пятерки. Бурно обсуждают в фойе будущих победителей, выстраивают их в почетном списке то с ног на голову, то с головы на ноги, возмущаются решениями жюри…
Никогда не получается, чтобы публика целиком была довольна его решениями. Даже у Сергея Каспрова, по общему мнению, неудачно сыгравшего во втором туре «Вариации на тему Корелли» Рахманинова, есть свои преданные, можно сказать, концептуальные защитники.
Этот пианист, похожий на героя Серебряного века, в финал не прошел, но своими подлинными изысками запомнится надолго. Как и самая младшая участница конкурса, 23-летняя Злата Чочиева, черноглазая красавица, потрясшая видавший виды зал 24-я Этюдами Шопена подряд.
Не говоря уже о незрячем перуанском пианисте Хвэне Ч’уки, получившем грамоту от Фонда им. Рихтера. Ведь он не только преодолевает неведомые нам, непреодолимые трудности, выбирая технически ужасно сложные программы, но и поражает своей музыкальностью.
Причем настолько бескорыстной, что публика даже поговаривала о святости этого хрупкого пианиста, которому Бог дал чувствовать себя в жизни уверенно только за роялем.
На годы останутся в памяти совершенно «не конкурсные» «Вариации на тему Диабелли» Бетховена в исполнении серьезного Фабио Романо. И та гробовая тишина, которая стояла в зале, когда звучали молитвенные «Постлюдия» Иосифа Барданашвили, сыгранная Асафом Зоаром, и «Вариации на исцеление Аринушки» Арво Пярта, завершившие выступление на конкурсе Златы Чочиевой.
В финале – шестеро смелых. С железными (конечно, на первый взгляд) нервами. С решимостью довести это трудное испытание, в котором участвовало 33 классных музыканта, до конца. До победного ли? Каждому повезет по-своему. Но то, что публика каждого из этих шести уже оценила, полюбила и готова наградить аплодисментами – это факт. Все они – уже лауреаты: ведь медалей с профилем Рихтера ровно шесть. И дело только за распределением премий.
Напомним же публике слова Петера Коссе, известного музыкального журналиста, не случайно оказавшегося в жюри этого необычного конкурса:
«В последние десятилетия восприятие публики, ее реакция становятся тоже очень важными факторами, а не только мнение узкого круга профессионалов, ожидающих услышать то, что соответствует их представлениям».
Так что, дорогая наша публика, ты нужна не только участникам конкурса, но и жюри, которое и само иногда им аплодировало.
Только, пожалуйста, не забудь отключить свой бо-о-ольшой мобильный телефон! Ведь, поинтересовавшись, мы выяснили: конкурсанты на сцене слышат каждый звук из зала – и вальс Штрауса, и куплеты Тореадора, и надоедливую «Нокию», и топот тех, кто на нервной почве не в состоянии отключить свой мобильник и в ужасе выбегает из зала. Пусть музыка звучит только со сцены, а из зала – только аплодисменты, хотя крики «Браво!» тоже никому не возбраняются.
Расписание выступлений на III туре
26 июня:
18:30 Фабио Романо (Италия);
20:15 Александр Осминин (Россия)
27 июня:
18:30 Цзюэ Ван (Китай);
20:15 Евгений Божанов (Болгария)
28 июня:
18:30 Александр Зуев (Россия);
20:15 Чонъюн Пак (Корея).
На третьем туре участники выступают с Московским симфоническим оркестром (главный дирижер – Владимир Зива) под управлением Дмитрия Лисса.
Дмитрий Лисс – один из лучших дирижеров нового поколения. Родился в 1960 г. Выпускник Московской консерватории (1984), еще во время учебы он начал работать ассистентом своего педагога профессора Дмитрия Китаенко в оркестре Московской филармонии.
В 1991 г. стал дирижером Симфонического оркестра Кузбасса, проработав там 11 лет, причем три последних года возглавлял его, став самым молодым главным дирижером России. С 1995 г. – художественный руководитель и главный дирижер Уральского академического филармонического оркестра (УАФО). В том же году стал победителем Первого международного конкурса молодых дирижеров им. Ловро Матачича в Загребе.
В 1997-1998 гг. – главный российский дирижер Российско-Американского молодежного симфонического оркестра. В 1998 году стал ассистентом главного дирижера Всемирного молодежного музыкального форума и работал с молодежными симфоническими оркестрами США, Китая, Великобритании, Канады, Израиля, Египта, ЮАР. С 1999 по 2003 Лисс был дирижером Российского Национального оркестра (РНО).
Выступал с М. Ростроповичем, Г. Кремером, Б. Березовским, А. Гавриловым, У. Марсалисом, Ю. Башметом, В. Третьяковым, В. Репиным, Ш. Минцем, А. Суванаи, Н. Гутман, В. Белкиным, П. Донохоу, К. Катсарисом, Д. Башкировым, Н. Петровым, В. Крайневым.
По инициативе Д. Лисса в Екатеринбурге прозвучали многие музыкальные шедевры: «Страсти по Матфею» И.С. Баха, Симфонии №7 и №10 Дмитрия Шостаковича, симфонии Густава Малера, «Весна священная» Игоря Стравинского, оркестровые версии песен Модеста Мусоргского, Симфония №1 Альфреда Шнитке, «Реквием» Джузеппе Верди, Симфония №9 Людвига ван Бетховена, «Стикс» Гии Канчели, «Зима священная 1949 года» Леонида Десятникова. Многие авторы, среди которых Сергей Беринский, Александр Вустин, Александр Розенблат, Патрик де Клерк, доверяют маэстро премьеры своих сочинений.
Впервые в России в исполнении УАФО под управлением Дмитрия Лисса прозвучала симфоническая музыка Кароля Шимановского, Тору Такемицу, Фредерика Мартена, Арво Пярта; прошли фестивали музыки Софии Губайдулиной, Авета Тертеряна, Валентина Сильвестрова, Гии Канчели, Андрея Петрова.
Уральский оркестр под управлением Дмитрия Лисса блестяще представлял Россию на Фестивале оркестров мира в Москве в 2007 году: одним их главных событий фестиваля стало исполнение Шестой и Десятых симфоний Мясковского. Газета «Ведомости» 07.06.07 писала: «Дирижер Дмитрий Лисс провел обе симфонии Мясковского четко, властно и с полной эмоциональной отдачей. Оба маэстро, Лисс и Фрюбек де Бургос, выгодно отличались от вялого Риккардо Мути».
Дмитрий Лисс – лауреат Премии Губернатора Свердловской области (2002), заслуженный деятель искусств России (2002).
26 июня, первый день III тура
Фабио Романо (Италия), 41 год. Образование: Консерватория им. Беллини в Палермо; Мюнхенская Высшая школа музыки и театра. Педагоги: Г. Челицца, Э. Солима Ф. Массингер, Г. Оппиц. Лауреат конкурса «Citta di Stresa» (Италия, 1986, II премия); Национального конкурса камерной музыки (Италия, 1986, I премия). Святослав Рихтер – один из его любимейших пианистов.
На первом туре представил самую экстравагантную программу, разделив два цикла Шумана – «Ночные пьесы» и «Песни раннего утра» остросовременной сонатой немецкого композитора Йорга Видмана «Цветы зла» по знаменитому стихотворному сборнику Шарля Бодлера. На втором туре исполнил «Вариации на тему Диабелли» Бетховена.
В программе третьего тура: Бетховен, Концерт № 4, Барток, Концерт № 3. Как и на первых двух турах, это самая оригинальная программа.
Как это ни покажется странным, Рихтер играл лишь два Концерта Бетховена: Первый и Третий, и то только в 40-е годы (источник – полный репертуар, составленный Б. Монсенжоном по тетрадям Рихтера). Больше всего любил Первый.
В музыке Белы Бартока отмечал «необычные звучания, ритм, настроения» – он называл это «свой» венгерский стиль, отличный от «фальшивого» стиля Листа». Сам С. Рихтер играл лишь Второй концерт Бартока. В его репертуаре были также Бурлески, 15 венгерских крестьянских песен, Соната для 2-х ф-но и ударных, Соната № 1 для скрипки и ф-но.
Александр Осминин (Россия), 26 лет. Образование: Московская государственная консерватория. Педагог: Э.Вирсаладзе. Обладатель Приза зрительских симпатий международного конкурса в Сендае (2007). На первом туре особенно удачно играл произведения романтиков.
В программе третьего тура: Моцарт, Концерт № 17, Лист, Концерт № 1. В репертуаре С. Рихтера было 13 концертов Моцарта, в том числе четыре тех, что исполняются на III туре конкурса. Концерт № 17 Рихтер исполнил 13 раз, в основном в 60-е годы. Первый раз – 09.04.1968 г. в Москве.
Рихтер играл оба Концерта Листа, и хотя, по свидетельству Нины Дорлиак, не любил большинство своих записей, обоими Концертами Листа был доволен. Концерт Листа № 1 он сыграл 16 раз в 40-е – 60-е годы; первый раз – в 1949 году. (Источник: Б. Монсенжон.)
Обсуждение результатов II тура на форуме «Классика»
Кого, по вашему мнению, следует допустить к участию в третьем туре?
Результаты опроса на форуме «Классика» (на 00.00 часов 24 июня):
Е. Божанов……66,67 %
Чонъюн Пак…..66,67 %
Ч’уки Хвэн……..47,22 %
З. Чочиева……..44,44 %
Ф. Романо……..33,33%
Цзюэ Ван………27,78 %
А. Зуев…………27,78%
С. Каспров…….25,00 %
А. Осминин…….13,89 %
А. Зоар………….11,11 %
Д. Карпов……….11,11 %
Следует учитывать:
а) абсолютное большинство участников форума «Классика» смотрело выступления конкурсантов в Интернет-трансляции, значительно искажающей звучание;
б) круг форумчан довольно узок, и сказывается неравноценность знакомства с российскими и зарубежными участниками.
Бюллетень подготовлен Пресс-центром Московского Международного конкурса пианистов им. Святослава Рихтера