Начался второй тур конкурса.
Кто-то только сейчас навострился ходить в БЗК. А тем, кто следил за выступлениями пианистов первые четыре дня, кажется, что он выполнил годовую программу посещения концертов.
Больше тридцати участников – и редко у кого была совсем уж тривиальная программа. На конкурс Рихтера так просто не попадешь, никакие послужные списки не помогут. Не чувствуется личности, нет изюминки, совсем уж никакого парадоксального подхода – да хоть со скоростью света молоти октавы: никого они не волнуют, кроме разве что невозмутимого настройщика.
Тяжелое это всегда зрелище – объявление результатов. Подводили итоги I тура в четверг поздно вечером в нижнем вестибюле БЗК. Все прошло быстро, по-деловому – в одиннадцать во всей консерватории почему-то собирались отключить электричество, а было уже без пяти…
Прошедших на второй тур дружески хлопали по плечу; оставшиеся ни за что ни про что за бортом выглядели потерянно. Когда с первого тура вылетают такие музыканты, как Юлия Мустонен, Ирина Захаренкова, Тоомас Вана и даже чудной Александр Браже – есть ощущение разочарования, даже какой-то обиды на жюри, что в следующем туре ты не услышишь массу интересного.
Скандинавская звезда Юлия Мустонен должна была играть Четвертую сонату Банщикова, которую выучила по рукописи, а в третьем туре – Концерт Римского-Корсакова (специально приготовила) – часто ли они у нас звучат?
И очень хотелось во втором туре послушать у Александра Браже «Карнавал» Шумана. Вот были бы картинки с выставки! Кроме того, он заявлял свой парафраз на темы «Звуков музыки» – судя по его собственной обработке «Танца конькобежца» в первом туре, зал бы умер от восторга. Придется теперь где-нибудь на концерте ловить этого странного юношу будто с рисунка Бёрдслея.
Вот, вот он главный смысл конкурса! Можно назвать его противным словом «засветиться». А можно – презентацией собственных достоинств независимо от того, что там в шестом ряду подумает жюри, которое ты видишь, слава богу, первый и последний раз! Главное – публика тебя узнала, отметила, запомнила, полюбила, в конце концов.
Но что же так дико не везет в Москве Ирине Захаренковой? В прошлом году ее сыпанули на конкурсе Чайковского. Но этот – будто просто создан для нее… А мы-то все еще спорили: кто пройдет от Эстонии? Умный, тонкий мастер Тоомас Вана или умная, тонкая мастерица Захаренкова? Ведь не пропустят же двоих от Эстонии! В результате – в пролёте оба.
В жюри сидят не лентяи, а труженики, сами хлебнувшие на творческом поприще. Часто отдают предпочтение пианистам, в игре которых вычисляется тяжкий, упорный труд, скрупулезная изученность традиций, хоть это, увы, и не слишком соотносится с полётным искусством.
Так или иначе, в сухом остатке – 12 полуфиналистов. И мы еще раз насладимся парадом представителей не самой модной профессии, и при этом таких целеустремленных. Ну, не чудаки ли они?.. Только отчего же мы не смеемся над ними, но, остановив дыхание, слушаем Евгения Божанова? восхищаемся каждой секундой творческого подвига Хвэна Ч’уки? всерьез ссоримся, обсуждая провокации Сергея Каспрова? сначала недоумеваем и корчим друг другу вопросительные рожи – а потом втягиваемся в сюрреалистический мир Фабио Романо?
Половина участников II тура пройдет в финал. Нам уже по секрету показали медали. Красивые. В коробочках. Они лежат в жутко засекреченном месте. И только 29 июня увидят свет божий.
21 июня, 1–й день II тура
Юрий Блинов (Белоруссия), 32 года. Образование: Белорусская академия музыки, Техасский христианский университет, Высшая школа музыки им. Истмена. Педагоги: Людмила Шеломенцева (1987-2008), Тамаш Унгар (2000-2004), Нелита Тру (2005-2008).
Лауреат нескольких конкурсов, в том числе первых премий на Первом международном конкурсе им. Прокофьева (Санкт-Петербург, 1992), Всеамериканском конкурсе пианистов (2001), Международном конкурсе пианистов «Барток – Прокофьев» (Вирджиния, США, 2002), Международного конкурса пианистов «Гран-при Шопен» (Техас, США, 2005). В программу второго тура включил 5 пьес собственного сочинения «Настроi».
Сергей Каспров (Россия), 28 лет. Образование: Московская консерватория; факультет исторического и современного исполнительства. Педагоги: Алексей Любимов, Игорь Лазько. Лауреат 4-х конкурсов: им. Горовица в Киеве (2004, спецприз); им. Юдиной в Санкт-Петербурге (2006, Гран-при); им. Рубинштейна в Париже (2007, I премия); им. Скрябина в Париже (2007, I премия). Концертирует в России и Франции.
На I туре поразил публику исполнением Сонат Скарлатти. Среди сочинений, включенных в программу II тура, – Хорал и вариации из Сонаты Дютийе и «Rain Tree Sketch II» Такемицу.
Фабио Романо (Италия), 41 год. Образование: Консерватория им. Беллини в Палермо; Мюнхенская Высшая школа музыки и театра. Педагоги: Г. Челицца, Э. Соллима Ф. Массингер, Г. Оппиц. Лауреат конкурса «Citta di Stresa» (Италия, 1986, II премия); Национального конкурса камерной музыки (Италия, 1986, I премия). Святослав Рихтер – один из его любимейших пианистов.
На первом туре представил самую экстравагантную программу, разделив два цикла Шумана – «Ночные пьесы» и «Песни раннего утра» – остросовременной сонатой немецкого композитора Йорга Видмана «Цветы зла» по знаменитому стихотворному сборнику Шарля Бодлера. Среди сочинений, включенных в программу II тура, – «Вариации на тему Диабелли» Бетховена.
Дмитрий Карпов (Новосибирск), 31 год. Выпускник Новосибирской консерватории. Педагог: Мэри Лебензон. Солист Новосибирской филармонии. Участвовал в нескольких конкурсах, в том числе им. В. Лотар-Шевченко (Новосибирск, 2006 – диплом), им. С. Нейгауза (2007; III премия), Четвертом конкурсе им. Скрябина (2008, III премия).
Неизменно демонстрирует прекрасную школу; на I туре публикой особенно отмечалась Соната Моцарта До мажор. Среди сочинений, включенных в программу II тура, – «Первое причастие Богородицы» Мессиана.
Утро первого дня II тура началось с выступления белорусского участника Юрия Блинова (№ 6).
32-летний, очень опытный конкурсант. Разнообразная программа, включившая в себя произведения Шостаковича, Гайдна, Листа, Равеля и самого участника (сюита из 5-и пьес «Настроi») в целом была исполнена ярко, уверенно, технично, но, увы, не всегда ровно и чисто (это коснулось сонаты Листа си минор), не оставив, впрочем, особых впечатлений от его музыкальных (или музыкантских) откровений и индивидуального стиля.
Следующий конкурсант – Сергей Каспров (№9) – ярко заявил о себе на I туре, вызвав большой интерес и полярные впечатления о своей манере игре, а поклонники с нетерпением ждали его дальнейшего прохождения по турам. Но сегодня, увы, приходится больше писать не о творческом впечатлении от его выступления, а о психологических проблемах, с ним связанных.
Конечно, конкурс – прежде всего тяжелое многоборье и, к сожалению, Сергею, видимо, не хватило времени и оценки собственных сил для подготовки к этому творческому испытанию. Первая часть программы (Дютийё, Гайдн, Скрябин, Такемицу) прозвучала в уже знакомом с I тура фирменном владении разнообразными исполнительскими стилями и еще раз показала, что перед нами незаурядный исполнитель.
Тем более обидно, когда музыкант такого уровня выносит на ответственное состязание не до конца доученное сочинение «Вариации на тему Корелли» Рахманинова, а финал программы – «Петрушка» Стравинского – был лишь доигран им в соответствии с временным регламентом на физическом и эмоциональном «выдохе».
Голоса из зала
Нилова Татьяна Викторовна, сотрудник Музея музыкальной культуры им. Глинки:
“На меня большое впечатление произвел последний вечер первого тура. Играли просто изумительные музыканты. Все совершенно разные. Сильнейшее впечатление от перуанца Хвана Ч’уки: вот музыкант! Что называется, все при нем – и в таких объемах! Его вообще ни с кем нельзя сравнить.
Алексею Зуеву после него, конечно, очень трудно было играть. Но Шуман мне понравился. В испанце Энрике Бернальдо де Киросе мне импонировала музыкальность. Кореянка Чонъюн Пак – совершенно феерическая. Утром 21-го, в начале второго тура слушала Юрия Блинова. В целом неплохо. Но, мне кажется, он лишен неординарной индивидуальности, которой ждут на этом конкурсе.
У Сергея Каспрова рояль не звучит в полную силу возможностей этого инструмента. Такое впечатление, что он клавесинист: Гайдн и современные композиторы в его исполнении очень интересны. А Стравинский, Скрябин и особенно Рахманинов лишились внутреннего нерва. Не говоря уже о технических срывах.
Иван Платонов, независимый критик:
“Первый тур был очень сильный. Вечерами я слушал его в зале, по утрам – в Интернете. Но трансляция мало что передает. Хотя… и по трансляции итальянец Фабио Романо выглядел лучше многих других.
В принципе решение жюри по первому туру, кроме одного участника, можно считать справедливым. Перуанец Хвэн Ч’уки – потрясение для всех. Это было что-то божественное, чего на конкурсе совсем не ждешь. Чувствуешь благодарность к организаторам, что они создали конкурс для таких музыкантов! Меньше первой премии ему никак дать нельзя. С огромным нетерпением ждем на втором туре сонату его собственного сочинения.
Кореянка Пак – фейерверк. Фантастика. Все умолкают и долго приходят в себя. Включая членов жюри. Божанова я слушал в трансляции – Его Шопен показался загнанным. Впрочем, повторю, трансляция всего не передает.
Открытие второго тура я слушал в зале. Юрия Блинова знаю с 2000 года, еще с конкурса Скрябина. В первом туре он очень разочаровал Брамсом, зато Прокофьев и Скрябин – это его композиторы. А на втором туре Блинов играл здорово. «Поймал» Сонату Листа – и она прозвучала у него как одно целое. Правда, мне странно, что он выбрал Сонату Гайдна.
Что же касается выступления Сергея Каспрова – я вообще не понял: это у него Гайдн был или что??? Он как-то раскачается на звучании, но если не охватишь произведение, как Блинов, – все равно ничего не прозвучит. В принципе Каспров играл интересно, но мне такая манера – на грани цирка – не очень импонирует. Рахманинова он просто завалил, его манера в данном случае была ужасна. «Не пошел» и Скрябин: монотонно, назойливо, без нюансов, без искорки. На мой взгляд, мощные целостные формы Каспрову не даются.
Яков Канцельсон, лауреат Первого международного конкурса пианистов им. Рихтера:
“Слушал Каспрова на первом и втором турах. Он мне очень понравился. Во втором туре собираюсь послушать еще Осминина, Хвэна Ч’уки и кореянку Чонъюн Пак. Может быть, послушаю Фабио Романо… Знаете, конкурс – это не то место, где можно сделать о человеке какие-то выводы. Все музыканты на конкурсах совсем не в том состоянии, чтобы их можно было объективно оценивать.
Голоса участников
Юрий Блинов:
“Мне очень нравится участвовать в конкурсе Рихтера, поскольку он отличается от всех других состязаний, и обстановка способствует тому, чтобы играть с полной самоотдачей. Не чувствуется вредного, чисто спортивного элемента, который присутствует на всех конкурсах и очень мешает. Не ощущается никакой «накрутки», излишней нервозности.
Жюри – очень редкое собрание грандиозных профессионалов, не связанных с «конкурсными делами» и какими-либо кланами. Поскольку они сами ведут активную концертную деятельность, перед ними выступаешь без боязни быть неправильно понятым. От этого жюри я готов принять любой приговор! Сам я пока слышал только двух участников, их уровень мне показался очень высоким. Соревнуются не просто музыканты, а настоящие творческие личности.
Во втором туре больше всего удовольствия я получил, исполняя свою любимую Сонату Листа. Это произведение напоминает исповедь и может вместить всю человеческую жизнь.
Лариса Луцевич, мама Юрия Блинова:
“Я по профессии не музыкант, а специалист по технологиям. Слушаю почти всех конкурсантов с помощью скоростного интернета. У Юрия есть очень сильные конкуренты, особенно мне понравилась Злата Чочиева. А вообще молодцы все! Я убедилась, что на конкурсе к тому же очень приятная атмосфера, участники хорошо относятся друг к другу, всегда готовы помочь.
Юра в какой-то момент принял решение не участвовать ни в каких конкурсах, у него много времени отнимает концертная деятельность. Но ради конкурса Рихтера он пересмотрел свое решение, поскольку конкурс уникальный, и такую возможность упустить нельзя. Ему очень хочется показать свою программу полностью, и он мечтает дойти до финала в основном ради этого.
Сергей Каспров:
“Я стараюсь в процессе состязания выключиться из потока многочисленной информации о конкурсе, сосредоточиться и делать свое дело. В Большом зале консерватории до конкурса мне практически не приходилось играть, я познакомился с его акустикой впервые.
В этом смысле БЗК один из самых гениальных в Москве залов, он очень мне помогает при игре. Еще один приятный момент – в жюри входят музыканты, свободные от педагогических клише, они способны уловить суть того, что мы делаем. Валерий Афанасьев вообще один из самых интересных людей, которые что-то делают в музыке, Наталия Гутман и Виктория Постникова – прекрасные профессионалы; я надеюсь, что Элисо Вирсаладзе хоть и не входит в жюри, но тоже следит за ходом конкурса.
Акустическое образование отчасти мне помогает, особенно при исполнении музыки барокко и классицизма. К тому же у меня достаточный профессиональный багаж, чтобы легко приспосабливаться к разным инструментам. Обычно конкурсы ставят человека в обстоятельства, не относящиеся непосредственно к музыке, а очень узкие оценочные рамки, порой примитивно-академичного характера, не позволяют принимать действительно достойные решения по поводу итогов.
В принципе, я не слишком люблю конкурсы. Что касается выдающихся людей – к примеру, я читал, что А. Рубинштейн иногда забывал целые куски текста, но значимость его как музыканта от этого не уменьшилась, поскольку следующий фрагмент он мог исполнить потрясающе.
Мне нравится, что конкурс Рихтера является особенным, он имеет в большей степени, чем другие конкурсы, творческую направленность и похож на фестиваль. Интересно, что полностью понимаешь происходящее лишь на сцене. К сожалению, я не могу похвастаться очень крепкими нервами… Нельзя сказать, что результат для меня неважен совсем, но главное все же творчество, а не игра наперегонки. Думаю, многие другие участники скажут то же самое.
Голоса из Интернета
Обсуждение результатов I тура на форуме «Классика». Кого, по вашему мнению, следует допустить к участию во втором туре? Результаты опроса на форуме «Классика» на 00.00 часов 21 июня:
И. Захаренкова…55,41 %
С. Каспров………..50,00 %
Е. Божанов……….43,24 %
З. Чочиева……….37,84 %
Ю. Мустонен……28,38 %
Чонъюн Пак…….27,03 %
М. Мордвинов….25,68 %
Д. Карпов…………24,32 %
А. Осминин……….24,32 %
Ф. Романо…………24,32 %
Цзюэ Ван………….22,97 %
Т. Вана………………20,27 %
Следует учитывать:
а) абсолютное большинство участников форума «Классика» смотрело выступления конкурсантов на I туре в Интернет-трансляции, значительно искажающей звучание;
б) круг форумчан довольно узок, и сказывается неравноценность знакомства с российскими и зарубежными участниками.
Бюллетень подготовлен Пресс-центром Московского Международного конкурса пианистов им. Святослава Рихтера