16 июня, 1-й конкурсный день, вечер.
Вечернее прослушивание открыл 33-летний белорус Юрий Блинов.
Музыкант уверенно исполнил Сонату Брамса №1 в несколько агрессивной манере. Последовавшие «Гирлянды» и Соната № 6 Скрябина свидетельствовали о намерении пианиста показать владение разными стилями. Соната Прокофьева № 7 стала самым громким произведением, сыгранным в течение первого дня конкурса.
После такого мощного, правда, не всегда оправданно грубоватого звучания трудно было вернуться к «человеческим» звукам в Прелюдии и фуге Баха (ХТК, I, до диез мажор), привычным на всех остальных конкурсах, когда Блинова сменила одна из самых почтенных участниц – 64-летняя канадка Эверил Пирс-Бейкер, по-рабочему одетая в белые брюки и белую рубашку.
Часть публики, привыкшая к техническим изощренностям молодого поколения, даже недоумевала, как можно ставить на одну доску столь разное отношение к инструменту. Однако Пирс-Бейкер не откажешь в музыкальности и в высшей степени преданном отношении к делу.
Невозмутимость третьего участника вечернего прослушивания, 34-летнего голландца Ника Ван Остерума, ученика Бориса Блоха, была не к месту в бетховенской «Аппассионате». Зато на редкость романтично у него прозвучала Вторая соната Прокофьева.
Самый большой успех у публики в это вечер имел 28-летний Сергей Каспров.
Он продолжатель традиций нейгаузовской (а значит и рихтеровской) школы, ученик Веры Михайловны Хорошиной в Музыкальном училище при консерватории, выпускник факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, ученик Алексея Любимова, у которого сегодня работает ассистентом на кафедре «Фортепиано и исторические клавишные инструменты», органист, стажировался в Парижской Школе «Cantorum» у профессора И. Лазько, победитель Международных конкурсов им. М. Юдиной (Гран-при), им. Н. Рубинштейна (Париж, I премия), им. Скрябина (Париж, I премия), обладатель спецприза на конкурсе им. Горовица.
Каспров предложил для конкурсной программы первого тура разнообразную программу, убедительно демонстрируя свои возможности владения разными исполнительскими стилями. Необычное, при этом чистое, качественное исполнение, особые приемы (очевидно, что Каспров владеет и другими клавишными инструментами), любование звуком раскололи публику на две половины, которая уверена, что то же самое произойдет и с жюри.
Мастер звукоизвлечения, пианист, однако, теряет в единстве формы, что особенно сказалось в исполнении сонаты-фантазии Листа «По прочтении Данте». Да и в «Пляске смерти» Сен-Санса-Листа-Горовица за выделкой пропадала образность. Каспров будто иронизирует над исполнительскими штампами, но не всегда знает меру. Тем не менее, после Скарлатти зал кричал «браво». А самым злостным «упреком» пианисту совершенно в его же духе было «отсутствие мацуевщины».
Вечернее прослушивание первого дня показало, насколько разнообразной может быть картина конкурса, когда для участия в нем отбираются музыканты, не подпадающие под среднестатистические критерии.
17 июня, 2-й конкурсный день, утро
В 10 утра на сцену вышел 29-летний японец Фумио Кавамура (№ 10), запомнившийся по прошлогоднему XIII конкурсу им. Чайковского.
Вполне традиционно (хотя конкурс даже и хотел бы обойтись без этой традиционности) он открыл день Прелюдией и фугой Баха фа минор (ХТК, I). Но и артиста можно понять: опытные конкурсанты знают, что Бах помогает собраться, успокоиться, настроиться; это – как помолиться перед выступлением. Кавамура – музыкант тонкий, изысканный, с бриллиантовой мелкой техникой, которой он блистал в Сонате си минор Гайдна. Иногда, правда, казалось, что он не способен на настоящее forte.
Прелюдии Дебюсси («Ворота Альгамбры», «Генерал Лавин – эксцентрик», «Ундина» и «Фейерверк») выглядели эффектным парадом разнообразных остроумных звуковых картин, которые пианист преподносил одну за другой, словно фокусник. Публика забыла, что перед ней конкурсант. Близок Кавамуре и Скрябин. Богатое нутро позволило ему сохранить в Девятой сонате вечно притягательную нераскрытую загадочность. Здесь пригодилось и богатое оттенками piano, и не менее разнообразное forte.
Во всем у пианиста – неагрессивная решительность, ясность замысла. В «Полонезе-фантазии» Шопена он показал, что свободно дышит и в романтических сочинениях, умеет интриговать и не мешает себе, как многие современные пианисты, чересчур густой педалью.
№ 11 Фабио Романо (Италия). После объявления его выступления зал ждал выхода пианиста несколько минут (даже ответственный секретарь жюри Анатолий Катц вышел из зала, видимо, узнать, все ли в порядке). А когда на сцене наконец появился конкурсант, ожидания публику не обманули: он был одет по-утреннему просто – в черную рубашку и серые брюки, с огромной копной вьющихся волос (порой он касался ими рояля, исполняя сочинения Шумана), и сразу стало очевидно, что перед нами незаурядный человек и музыкант.
41-летний выпускник консерватории Беллини в Палермо и Мюнхенской высшей школы музыки и театра представил на I туре конкурса очень интересно задуманную программу почти в «трехчастной форме»: Шуман – Й. Видман – Шуман (причем переход к последнему циклу был исполнен практически без перерыва, несмотря на настойчивые «браво» публики).
Любопытной кажется идея пианиста предложить слушателю пройти с ним путь от цикла «Ночных пьес» до «Песен раннего утра» Шумана через сочинение современного немецкого композитора Й. Видмана – сонату «Цветы зла» по Ш. Бодлеру. Казалось бы, тема, выбранная музыкантом, явила нам необычное, неромантическое, порой жесткое прочтение шумановских циклов и очень ярко и интересно, местами завораживающе исполненное современное сочинение, убедительно раскрывшее программную идею его автора.
После такого неординарного выступления трудно пришлось россиянину Олегу Самохину (№12), ровеснику Фабио Романо. В отличие от своего итальянского конкурента, программу Самохин выстроил не просто традиционную, а из сочинений прямо-таки «школьных». Ну что ж, и тут можно блеснуть. Однако в Бахе пианист сразу начал злоупотреблять педалью, отчего инструмент гудел как орган.
Соната Фа мажор Моцарта прозвучала как нечто среднестатистическое. То же можно сказать и о фа-минорной Фантазии Шопена весьма хрестоматийного вида. Рутинные интерпретации особенно нехороши при множестве нечистых нот. Ля-бемоль-мажорный этюд (соч. 10 № 10) не поразил ни образом, ни артикуляцией. Тогда к чему он?
Пианист продолжил выступление «Кампанеллой», где вновь не к месту гудела педаль, и двумя «хитами» Рахманинова (Этюд-картина ми-бемоль минор) и Скрябина (ре-диез-минорный Этюд), где за громыханием рояля ушла суть таких любимых публикой сочинений.
№ 13 – Дмитрий Карпов (Россия). Представитель знаменитой новосибирской исполнительской школы, ученик прославленного профессора М. С. Лебензон начал свое выступление с исполнения Английской сюиты № 6 ре минор Баха, а затем основной упор в своей программе сделал на сочинения венских классиков: Моцарта (Соната До мажор) и Бетховена (Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша» и Соната № 31), которые были сыграны в хороших классических традициях.
18 июня. 3-й конкурсный день
Расписание выступлений конкурсантов.
Утреннее прослушивание:
10.00 – 11.05 – Яннис Потамусис (Ioannis Potamousis);
11.05 – 12.10 – Томас Вана (Toomas Vana);
12.10-13.15 – Асаф Зоар (Asaf Zohar).
13.15 – 13.30 – перерыв;
13.30 – 14.35 – Александр Осминин (Alexander Osminin).
Вечернее прослушивание:
5.00 – 6.05 – Александр Браже (Alexander Brage);
6.05 – 7.10 – Цзюэ Ван (Jue Wang).
7.10 – 7.25 – перерыв
7.25 – 8.30 – Ирина Захаренкова (Irina Zahharenkova);
8.30 – 9.35 – Чжихуа Тан (Zhihua Tang).
О конкурсантах
Яннис Потамусис (Греция). 35 лет. Образование: Высшая школа музыки в Кёльне, Колледж им. Маннеса в Нью-Йорке, Университет им. Рутгерса в Нью-Джерси. Педагоги: Р.Гедига, П. Доковска, С. Стар, Дж. Камицука, Владимир Фельцман. Лауреат премий шести международных конкурсов 1999 – 2007 гг. (в т.ч. в Цинциннати, Санта Фе, им. Бетховена в Мемфисе).
Тоомас Вана (Эстония), 38 лет. Образование: Эстонская академия музыки, Высшая школа музыки в Карлсруэ. Педагоги: Калле Рандалу, Б. Лукк. Лауреат семи национальных и международных конкурсов 1988 – 2003 гг., в том числе конкурса им. Брамса в Гамбурге (1992, 2 премия), им. Вианны да Мотты (1999 г., 4 премия), «Valsesia Musica» (2003, Италия, 1 премия). Среди произведений программы первого тура – Соната №1 А. Хинастеры.
Асаф Зоар (Израиль), 45 лет. Образование: Консерватория Гиватаима, Тель-Авивская академия музыки, Университет Индианы. Педагоги: Х. Шальги, А. Варди, М. Пресслер, Л. Гокансон, М. Блок. Призер нескольких международных конкурсов 80-х гг., в том числе второй премии конкурса им. Казадезюса в Кливленде (1987). В настоящее время преподает в Иерусалимской академии. Участник Международной конференции, посвященной П. И. Чайковскому, в Ижевске и Воткинске. В международном конкурсе им. Рихтера принимает участие второй раз.
Александр Осминин (Россия). 26 лет. Образование: Московская государственная консерватория. Педагог: Э. Вирсаладзе. Обладатель Приза зрительских симпатий международного конкурса в Сендае (2007).
Александр Браже (Россия). 31 год. Образование: Московская государственная консерватория. Педагоги: К. Шашкина, Н. Штаркман, Ю. Мартынов. Среди произведений программы первого тура – Дж. Доуленд – У. Бёрд, «Pavana Lachrymae»; Л.А. Шварц – А. Браже, «Падепатинер» («Танец конькобежца»).
Цзюэ Ван (КНР), 24 года. Образование: Шанхайская консерватория. Педагоги: Ли Миньдо, Лю Мэнцзе. Лауреат пяти международных конкурсов, в том числе им. Стравинского в США, им. Лешетицкого на Тайване, им. Джины Бахауэр в Солт-Лейк Сити, 1-й премии конкурса им. Марии Канальс в Барселоне (2005). Принимал участие в ХIII конкурсе имени Чайковского.
Ирина Захаренкова (Эстония). 32 года. Образование: Эстонская академия музыки, Академия им. Сибелиуса. Педагоги: Л. Семпер, М. Вальк-Фальк, Х. Лю Тавасшерна. Лауреат первых премий международных конкурсов: им. Энеску (Румыния, 2005), им. А. Касагранде (Италия, 2006), им. И. С. Баха (Лейпциг, 2006). Принимала участие в ХIII конкурсе имени Чайковского. Среди произведений программы первого тура – «Ария с различными вариациями» И. С. Баха, Этюд № 4 «Фанфары» Д. Лигети.
Чжихуа Тан (КНР), 35 лет. Образование: Шанхайская консерватория, Университет Индианы, Университет Мичигана, Университет штата Мичиган, Университет Восточного Мичигана. Педагоги: М. Пресслер, М. Кац, Д. Мориарти, Д. Мета. Победитель нескольких конкурсов, начиная с конкурса им. Шопена в Пекине (1990, 1 премия) и заканчивая международным конкурсом на лучшее исполнение сонат Бетховена (Мемфис, 2005, 2-я премия).
Из интервью с членами жюри
Член жюри конкурса, пианист и дирижер Тамош Вашари поделился своими воспоминаниями о Святославе Рихтере:
“Впервые я услышал Рихтера, когда он в 1953 году приезжал в Венгрию, он исполнял один из концертов Чайковского – впечатление было необыкновенное. Игра безупречная с точки зрения техники, при этом в его манере было что-то захватывающее и демоническое.
В 70-е годы я провел вместе с Рихтером две недели на теплоходе. Музыкальный фестиваль проходил на борту теплохода во время поездки по Средиземному морю. Мы с Рихтером общались каждый день. Он был доброжелателен, мил со всеми, но оставался несколько закрытым и никого не допускал в свой внутренний мир.
Рихтер не говорил много, его ответы чаще всего были краткими. Как-то я играл для него (кажется, Шопена), и он похвалил. Впоследствии мне уже не довелось видеться с ним подолгу, я лишь заходил к нему за кулисы после концертов. Святослав Рихтер неоднократно приезжал в Венгрию. Однажды произошло вот что: в Будапеште он был недоволен собственным выступлением, поэтому не пошел на прием, организованный в его честь, а вместо этого после концерта остался в зале один и играл там до двух часов ночи”.
Ответственный секретарь жюри конкурса Анатолий Катц о конкурсе:
«Поскольку конкурс является именным, большое значение имеет преемственность традиций. Принципиальным решением изначально было не ограничивать возраст музыкантов, и на этом конкурсе мы услышим 72-летнего участника из Германии и 64-летнюю пианистку из Канады.
Здесь место уже сложившимся музыкантам, выработавшим свой стиль и умеющим думать над произведением. Хочу отметить, что уровень первого конкурса им. Рихтера оказался чрезвычайно высоким. Один из членов жюри, Петер Коссе прилетел тогда в Москву прямо с другого конкурса – им. Клиберна. После он написал статью для западного издания, где сравнил эти два конкурса.
По его собственному признанию, он сомневался, что его теперь когда-либо пригласят на конкурс Клиберна… В этом году я входил в отборочное жюри и могу сказать, что уровень конкурсантов предполагается не хуже. Поэтому приступаю к работе с большим удовольствием.
Однако во время первого конкурса Рихтера пресса порой вела себя странно, чересчур агрессивно, и чтобы пресечь в будущем разговоры о коррупции, Элисо Вирсаладзе приняла решение – в жюри не должно быть педагогов по специальному фортепиано.
В нынешнее жюри вошли в основном концертирующие пианисты. Хотя на первом конкурсе Дмитрий Башкиров и сама Вирсаладзе по существующей во всем мире традиции не голосовали за своих учеников, тем не менее, лучше поступить именно так. На любом конкурсе бывают недовольные его итогами, но, по крайней мере мы сделаем все от нас зависящее, чтобы конкурс был полностью достоин имени великого музыканта».
Бюллетень подготовлен Пресс-центром Московского Международного конкурса пианистов им. Святослава Рихтера