На конкурс было подано 111 заявок из 31 страны (из них 42 – от России). Отобрано было 33 пианистов из 17 стран, в т.ч. США, Испании, Болгарии, Германии, Японии, Южной Кореи, Канады, Греции, Италии, Китая, Финляндии, Швеции, Голландии, Израиля, Эстонии, Белоруссии, России.
Как и в 2005 году, на конкурс допускались музыканты не моложе 23 лет, других возрастных ограничений нет.
Самый старший конкурсант – Франц Эйхбергер (Германия), ученик Магды Тальяферро: ему 72 года. Самые младшие – Злата Чочиева (Россия) и Чжу Линьлэй (Китай) – им по 23 года.
Основная часть музыкантов – поколение 70-х годов. Из России в конкурсе примут участие 11 пианистов: Александр Браже (1976), Георгий Громов (1980), Вячеслав Грязнов (1982), Алексей Зуев (1982), Дмитрий Карпов (1976), Сергей Каспров (1979), Дмитрий Людков (1977), Михаил Мордвинов (1977), Александр Осминин (1981), Олег Самохин (1967) и Злата Чочиева (1985).
Некоторые пианисты участвуют в конкурсе им. Рихтера второй раз: это Асаф Зоар (1963) из Израиля, Вячеслав Грязнов и Дмитрий Людков из России.
Из всех участников, большинство которых уже премировано на многих международных конкурсах, наибольшее число премий – у южнокорейской пианистки Чонъюн Пак: 10, из них семь – первых. Многие конкурсанты учились за рубежом у российских музыкантов: Бориса Блоха, Елены Лапицкой, Элисо Вирсаладзе, Дмитрия Башкирова, Владимира Фельцмана, Леонида Брумберга, Натальи Антоновой.
Знакомьтесь: жюри!
Жюри, как и на Первом конкурсе, будет работать без председателя. Однако его новой особенностью является то, что в нем отсутствуют преподаватели специального фортепиано.
По словам президента Благотворительного Фонда Международного конкурса имени С. Рихтера пианистки Элисо Вирсаладзе (в этом году она в состав жюри не входит),
«это позволит увеличить объективность в оценках выступлений участников. Мы были вынуждены отказать ряду знаменитых музыкантов, которые были приглашены в жюри ранее».
В жюри вошли известные в мире музыканты:
Валерий Афанасьев (Франция) – ученик Я. Зака и Э. Гилельса, победитель международного конкурса им. Баха в Лейпциге в 1968 г. и им. Королевы Елизаветы в Брюсселе в 1972 г. В 1974 г. попросил политического убежища в Бельгии; сегодня живёт в Версале. Дает концерты в Европе, Японии и США.
Писатель, поэт, философ. Автор 10-и новелл, 14-и стихотворных циклов, двух пьес, навеянных «Картинками с выставки» и «Крейслерианой» – в них автор выступает одновременно как пианист и актёр. В последние годы дирижирует разными международными оркестрами.
Томас Бёттгер (Германия) – пианист и композитор, лауреат нескольких премий, в том числе им. Ганса Эйслера (1978). С 1979 г. им написан ряд заказных произведений, в том числе для Берлинской государственной оперы и Радио. С 1998 г. работает на Северонемецком радио; автор трёхгодичного цикла передач по истории фортепианного искусства XX века.
Идил Бирет (Турция) – пианистка; училась в Парижской консерватории у Нади Буланже, окончив ее в 15 лет с тремя первыми премиями. Училась также у А. Корто и В. Кемпфа, считавшего её своей лучшей ученицей. Концертирует с оркестрами с 16 лет. В 1960 году по приглашению Э. Гилельса дала 16 концертов в СССР. Участвовала в жюри конкурсов им. Клайберна, им. королевы Елизаветы, им. Бузони, им. Листа в Веймаре, конкурса в Монреале. Записала все произведения Шопена; в январе 2007 г. награждена орденом «За заслуги» Польской республики.
Тамаш Вашари (Венгрия) – пианист и дирижёр; в 20 лет стал ассистентом Золтана Кодая. Лауреат четырёх международных конкурсов. Выступал с ведущими оркестрами мира, сотрудничал с шестью крупными звукозаписывающими фирмами, дирижировал более чем сотней оркестров.
Пожизненный главный дирижёр Симфонического оркестра венгерского радио. В 2006 основал Всемирный юношеский оркестр им. Золтана Кодая. Ведёт циклы передач на венгерском ТВ.
Менахем Визенберг (Израиль) – композитор, аранжировщик, пианист и педагог. Выпускник Джульярдской школы; основатель и глава междисциплинарного факультета музыки Иерусалимской академии музыки и танца. Руководитель «Группы молодых музыкантов» при Иерусалимском музыкальном центре. Сочиняет музыку в разных жанрах – от оркестровой до камерной и вокальной музыки, от фольклорного стиля до классического и лёгкого стилей и джаза.
Ральф Готони (Финляндия) – пианист, камерный музыкант, дирижёр. Участник множества международных фестивалей. Стал первым исполнителем более десяти фортепианных концертов, дирижируя из-за клавиатуры. Много концертирует в составе камерных ансамблей. Арт-директор Оперного фестиваля в Савонлинне и Фестиваля в Императорском городе в Пекине. Автор вокальных сочинений, в том числе опер, а также нескольких книг.
Наталия Гутман (Россия) – играет на виолончели с 5-летнего возраста, получив первые уроки у своего деда Анисима Берлина (ученика Леопольда Ауэра). Позже обучалась в Московской консерватории в классе М. Ростроповича. В 1967 получила первую премию на конкурсе ARD в Мюнхене, с которого началась ее мировая слава.
Большую роль в формировании Гутман как музыканта сыграли Святослав Рихтер и скрипач Олег Каган, ставший ее мужем. Ведет большую концертную и педагогическую деятельность, преподает в Московской консерватории. С 1990 года проводит международный фестиваль в Кройте (Бавария), который основала вместе с Олегом Каганом. Входит в узкий «круг музыкантов Рихтера», не только много игравших с ним, но и одаренных его дружбой.
Бэлла Давидович (США) – ученица К.Игумнова и Я.Флиера. В 1949 сенсационно победила на Четвертом конкурсе им. Шопена в Варшаве, что стало началом ее большой карьеры в СССР и Восточной Европе. В 1978 г. переехала в США; в 1979-м дебютировала концертом в Карнеги-холле.
С 1982 преподавала в Джульярдской школе. В 1988 г. одна из первых эмигрировавших музыкантов получила возможность снова выступить в СССР. Участвует в жюри крупнейших фортепианных конкурсов (им. королевы Елизаветы, им. Шопена, им. Бузони). Один из значительных последних концертов – в БЗК в октябре 2002 г.
Бруно Канино (Италия) – пианист и композитор, участник фортепианного дуэта с А. Баллистой. Преподаёт в музыкальной школе г. Фиезоле и Школе музыки им. Королевы Софии в Мадриде. В 1999-2002 гг. – директор музыкальной части Венецианской биеннале.
Недавние записи – «Гольдберг-вариации» Баха, «Четыре темперамента» Хиндемита, все фортепианные произведения Казеллы. Член жюри многих конкурсов (им. Бузони, им. Клары Хаскил, им. Гезы Анды, им. Флеша, им. Менухина, конкурса ARD, конкурса в Граце и др). Автор книги «Путеводитель камерного пианиста» («Vademecum per il pianista da camera»).
Петер Коссе (Германия) – получил образование как музыкант, философ, социолог. С 1971 по 1989 гг. – постоянный критик газеты «Salzburger Nachrichten». Автор антологии «Великие люди всемирной истории», комментариев к серии записей «Великие пианисты ХХ века» фирмы «Philips», печатается в специализированной периодике («Klassik heute», «Fono Forum», «Neue Musikzeitung», «Record Geijutsu», «Opernwelt», «Osterreichicsсhe Musikzeitschrift», «Diapason» и др.) и других изданиях («Neue Zurcher Zeitung», «Frankfurter Rundsсhau», «Tagesspiegel Berlin» и др.).
Автор концепций фестивалей в Зальцбурге, Локкенхаузе, Кибурге. Автор радиопередач на каналах ORF, Баварского, Берлинского и Западногерманского радио (более 300 передач о фортепианном искусстве), телефильмов о Ф.Бузони, конкурсе Г.Анды. Член жюри многих конкурсов, обозреватель конкурсов Бремена, Веймара, Граца, конкурса исполнителей Lied в Вене и Штутгарте.
Анна Маликова (Россия) – пианистка, ученица Льва Наумова. Лауреат конкурсов в Осло, Варшаве и Сиднее; победитель конкурса ARD в Мюнхене (1993). Много концертирует, дает мастер-классы, участвует в жюри международных конкурсов, в том числе им. Шопена в Москве и Пекине, им. Вианны да Моты, конкурса в Кённаме (Ю. Корея). Запись пяти Концертов Сен‑Санса отмечены наградой «Classical internet award».
Жан-Бернар Помье (Франция) – пианист и дирижер. Начал играть на фортепиано в возрасте 4-х лет (его учителем была русская пианистка Мина Кослова). В Парижской консерватории учился у И. Ната и П. Санкана и Э.Биге. В 1960 г. он получил первую премию на Международном Конкурсе молодых музыкантов в Берлине; в 1961-м премию Гильдии солистов Франции.
В 1962 г. в возрасте 17-и лет стал самым молодым участником Второго Международного конкурса имени П.И. Чайковского и был отмечен дипломом. В 1972 г. сотрудничал с Берлинским филармоническим оркестром по главе с Г. фон Караяном, а также с Оркестром де Пари под управлением Д. Баренбойма. Все чаще выступает в качестве дирижера и дирижера-солиста. Уже много лет проводит собственный фестиваль в Аббатстве Фонфруад в Лангедоке, уроженцем которого он является.
Виктория Постникова (Россия) – пианистка; в Московской консерватории училась в классе Я. Флиера. Еще студенткой стала лауреатом конкурса им. Шопена в Варшаве, конкурса им. Вианны да Мотты в Лиссабоне, конкурса в Лидсе и конкурса им. Чайковского. Среди ярких достижений – выступления с И. Менухиным с сонатами Моцарта, Бетховена, Бартока и тремя сонатами Брамса. Активно концертирует, в том числе в фортепианном дуэте со своим мужем, дирижером Геннадием Рождественским.
Дарио де Роза (Италия) – пианист, бессменный участник «Триестского трио» с момента его создания в 1933 г. В составе трио дал примерно 3000 концертов на крупнейших фестивалях мира. Выступал с такими дирижёрами, как К. Бём, С. Челибидаке, К. Донаньи, Дж. Гавадзени, К. М. Джулини, Р. Кемпе, Р. Кубелик, В. Заваллиш, Г. Шолти, Э. ван Бейнум.
Преподавал фортепиано и камерный ансамбль в консерватории им. Тартини (Триест), академии «Встречи с мастерами» (Имола) и Международном фонде Моцарта. В настоящее время преподаёт в музыкальной школе Фьезолы, Музыкальной академии Киджано, Международной школе камерной музыки в Дуино и в Герцогской академии в Генуе.
Член жюри ведущих национальных и международных конкурсов. Арт-директор конкурсов им. В. Гуи во Флоренции и им. А. Казагранде в Тернии; член Международной федерации музыкальных конкурсов в Женеве. Играет в фортепианном дуэте с Морин Джонс.
Сюй Чжун (Зон У) (Китай) – пианист и дирижер. Учился в Шанхайской консерватории, затем у Д. Мерле в Парижской национальной консерватории. Обладатель нескольких международных премий, в том числе Х конкурса им. Чайковского (1994 г.). Активно концертирует; участвует в жюри международных конкурсов (в Лидсе, Дублине, Сеуле, им. Клары Хаскил, им. Бузони, им. М. Лонг, им. Листа).
Основатель и художественный директор Шанхайского международного фортепианного конкурса; исполнительный художественный директор Шанхайского филармонического оркестра, главный дирижёр «Шанхайской симфониетты». Был арт-директором Года Франции в Китае. Музыкальный советник Шанхайского концертного зала, член Комитета сценических искусств Шанхая.
Ответственный секретарь жюри конкурса – Анатолий Катц (Россия). Пианист; закончил Саратовскую консерваторию, затем аспирантуру Московской консерватории. Репертуар охватывает сочинения от французских клавесинистов до современной русской и зарубежной музыки.
В симфонических концертах играет редко исполняемые сочинения. Первый в СССР исполнитель Симфонии для фортепиано с оркестром «Век тревог» Л. Бернстайна, «Ritmica ostinata» А. Ифукубе. Профессор Саратовской государственной консерватории, действительный член Академии Российского искусства, художественный директор Саратовской государственной филармонии им. Шнитке. Член жюри многих национальных и международных конкурсов.
О системе судейства конкурса
О. Скородумов, исполнительный директор конкурса: — Жюри не заинтересовано в каких-либо побочных отклонениях от музыки. На I и II турах голосование идет по системе «да-нет». На третьем, в котором будет играть 6 участников, каждый член жюри получит 6 листочков с местами, на каждом надо написать имя».
– Есть ли специальные критерии для отдельных возрастных групп?
Анатолий Катц, ответственный секретарь жюри: — У нас нет возрастных групп. Есть лишь одно возрастное ограничение – 23 года. Обычно на конкурсы допускаются музыканты с 18-и лет. У нас же получился разброс от 23-х до 72-х лет».
– Что предпочтет жюри: сделанность и обкатанность или художественное откровение?
Анатолий Катц, ответственный секретарь жюри: — Мы ждем мудрости, тонкости детализации. Техничность на 100 процентов не так важна. Еще на Первом конкурсе жюри иногда не реагировало на некоторые непопадания, например, в скачках в «Мефисто-вальсе». Самое главное – музыка».
15 июня. Хроника дня
11.00. Жеребьевка
В конференц-зале состоялась жеребьевка – первый волнительный момент конкурса. В ней приняли участие 33 человека.
Первый номер, который обычно считается не слишком счастливым, так как участник принимает на себя тяжесть задать конкурсу ритм, настрой, атмосферу, попросил для себя китайский пианист Чжу Линьлэй – он спешит на сдачу экзаменов в Мюнхене. 13-й номер – у Дмитрия Карпова, солиста Новосибирской государственной консерватории.
Аплодисментами приветствовали участники своего коллегу Франца Эйхбергера, которому достался №17 – ему 72 года, и он самый старший конкурсант. Довольна своим № 7 Эверил Пирс-Бейкер, канадская пианистка 1944 г.р. – на конкурсах этот номер считается счастливым.
13.00. Первое заседание жюри в Музее-квартире Святослава Рихтера
По уже сложившейся традиции, свое первое заседание жюри провело в стенах Музея-квартиры на Большой Бронной, в том месте, где жил и творил великий пианист. Краткую экскурсию по музею-квартире провели хранитель музея А. Логинова и сотрудник музыкального отдела ГМИИ им. Пушкина Л. Кремер.
Среди наиболее ценных экспонатов – такие реликвии, как клавир 9-й сонаты С. Прокофьева с дарственной надписью, сделанной рукой автора, часы, которые стояли на рояле Святослава Рихтера в то время, когда он занимался. Музыкант соблюдал правило – играть не менее трех часов, в противном случае он записывал себе долг.
Ноты Рихтера – последние, которые он брал в руки – можно видеть раскрытыми именно на той странице, как он оставил их за несколько дней до своей смерти (в тот день на даче Рихтер работал над Сонатами Шуберта, ему стало плохо, и его перевезли в Москву).
Еще один экспонат – картина Петра Кончаловского, принадлежавшая С. Т. Рихтеру. С ней связана отдельная история. В 60-е годы Святослав Теофилович гастролировал во Франции, и после каждого концерта ему присылали ветку белой сирени. Наконец пианист узнал имя дарителя: это была дама, мать которой в свое время преподносила такие же цветы С. В. Рахманинову.
Рихтер познакомился с ней и посетил ее дом, где его внимание привлек двойной портрет кисти П. Кончаловского. По художественной манере картина напоминала творчество Сезанна, горячим поклонником которого был великий пианист. Впоследствии картина досталась С. Рихтеру по завещанию ее владелицы.
В Музее-квартире члены жюри конкурса обсудили систему, по которой пройдет голосование на конкурсе. Система очень простая: на первом и втором турах по поводу всех участников по списку следует заявить «да» или «нет», а в финале каждый член жюри распределит среди 6 сильнейших конкурсантов места.
«Мы решили главную проблему: теперь члены жюри не обременены своими учениками. Нам не нужно никаких баллов, это лишь усложняет дело. Надеюсь, что в финале будет возможно прийти к соглашению», –
отметил директор фонда конкурса А. Г. Розенберг.
17.00. Пресс-конференция
Пока конкурсанты выбирали инструменты из 5 пяти возможных (два – Stainway, 2- Yamaha, 1 – Kawai) и проводили акустические репетиции, с журналистами встретились организаторы конкурса и его международное жюри. Пресс-конференция состоялась в отеле «Мариотт Куртъярд», в котором проживают члены жюри.
Асир Розенберг, директор конкурса, директор Благотворительного фонда международного конкурса пианистов имени С. Рихтера:
«Так сложилось, что конкурс у нас получился большой. Не меньше, чем конкурс Чайковского. Жюри необычное, на это все обратили внимание. Я рад, что нам удалось собрать очень серьезных и очень разных музыкантов. Есть проблемы неразрешимые. Менеджмент везде сейчас стоит выше музыки. А мы хотели бы проторить дорожку к тому, чтобы превалировала музыка.
Гостем прошлого конкурса был основатель Конкурса им. А. Рубинштейна в Тель-Авиве Яков Быстрицкий. По его мнению, наш конкурс абсолютно соответствует рекомендациям самого Рубинштейна. Первое: конкурсы проводятся для зрелых музыкантов. Второе: люди, достигшие зрелого возраста, владеют репертуаром, в котором они наиболее полно могут выразить свою индивидуальность».
Валерий Афанасьев, член жюри (Франция):
«Конкурс совершенно необычный. Ведь сейчас их организуют в основном для молодых. Есть уже и для десятилетних. Скоро, наверное, будут конкурсы для новорожденных или даже для еще нерожденных: «Звезды ХХII» века. Но вундеркинды редко становятся серьезными музыкантами: их Бетховен так и остается в коротких штанишках.
Мне импонирует участие в конкурсе зрелых артистов: например, в программе III тура Франца Эйхбергера стоят два тяжелейших концерта – Четвертый Бетховена и Второй Брамса. Это гораздо интереснее, чем бесконечные Чайковский и Рахманинов. Конкурс позволяет услышать зрелых артистов в самом возвышенном репертуаре, это его отличительная черта».
На вопрос «Что вас лично привело на конкурс?» В. Афанасьев ответил:
«Я еще и пишу, в том числе пьесы на основе музыкального материала – пытаюсь выразить музыку всеми доступными мне средствами. Я участвовал в жюри только одного конкурса – им. Бузони. И поклялся больше никогда этого не делать – только потерял время. Участием в жюри конкурса им. Рихтера я выражаю свою любовь к музыке.
В 50-60 лет играть гораздо труднее, чем в юности: надо собрать весь свой опыт. Мой педагог Гилельс с годами играл все лучше и лучше – это большая редкость. Сейчас апогей наступает в 30 лет. И всё! Царствуют молодые, они регулируют вкус публики. Поэтому мы имеем в музыке то, что имеем».
Петер Коссе, член жюри (Германия):
«Мы будем работать без предубеждения, невзирая на догмы, выбирая по-настоящему талантливых. За первое и второе места этого конкурса надо будет серьезно побороться».
Олег Скородумов, исполнительный директор конкурса:
«Я работал не на одном конкурсе им. Чайковского, видел работу жюри изнутри, получил много не очень приятных впечатлений. И всегда мечтал о конкурсе, каким он в идеале должен быть. Теперь я наконец увижу настоящую работу жюри, настоящий музыкальный подход. Желаю этому конкурсу признания во всем мире».
Асаф Зоар, профессор Иерусалимской академии музыки, участник:
«Я участвую в конкурсе второй раз. Я и сам готовлю студентов к конкурсам. И рад возможности показать своим ученикам, что я и сам на это способен. У конкурса им. Рихтера самые благородные перспективы: такие участники, такое интересное жюри! Я люблю Россию, ее музыкантов, ее композиторов, а играть на сцене Большого зала консерватории – это неоспоримая привилегия».
19.00. Торжественное открытие конкурса
Вскоре после пресс-конференции в Большом зале консерватории состоялось торжественное открытие конкурса. На сцену поднялось жюри в полном составе. Асир Розенберг, идеолог, основатель и директор конкурса во вступительном слове вспомнил:
«Эта сцена помнит шаги Рихтера, а зал помнит те звуки, которые покорили и заставили быть счастливыми очень многих людей. Имя Рихтера собрало нас сегодня – замечательное жюри и участников, для которых имя Рихтера свято. Мы очень надеемся, что память о таком серьезном артисте станет большим стимулом для конкурсантов. Желаю им истинной творческой свободы и удачи».
Валерий Афанасьев:
«Многие считают, что очень трудно играть в 13 лет. Публика в восторге, когда 12-13-летий пианист играет Шопена. Но он играет спонтанно – не понимая, но чувствуя. Зрелым мастерам, так много пережившим, трудно собрать все вместе, чтобы играть поздние Сонаты Шуберта и Бетховена.
На этом конкурсе, где разброс возраста столь велик, мы сможем проследить, как развивается музыкант в течение всей своей жизни. Очень важно ставить памятники прошлому. Я учился у Гилельса, много слушал Рихтера, мы бегали из одного зала в другой… Этот конкурс – памятник Рихтеру и всему прошлому. Чем больше будет таких памятников, тем лучше».
Петер Коссе:
«В последние десятилетия восприятие публики, ее реакция тоже становятся очень важными факторами, а не только мнение узкого круга профессионалов, ожидающих услышать то, что соответствует их представлениям. И еще: важно то, что конкурс Рихтера дает возможность музыкантам среднего возраста продолжить свою творческую жизнь.
Ведь рынок требует либо совсем молодых, либо пожилых музыкантов, пренебрегая поколением 30-40-летних… Мне приятно вспомнить, как я работал в жюри Первого конкурса им. Рихтера три года назад и чувствовал себя не столько судьей, сколько одним из слушателей концертного зала».
В заключение директор Госконцерта Константин Воробьев зачитал приветственную телеграмму от министра культуры А. Авдеева.
Затем на сцене БЗК прозвучал Первый фортепианный концерт Брамса в исполнении победителя прошлого, 2005 года, конкурса им. Рихтера Эльдара Небольсина и Московского симфонического оркестра под управлением Владимира Зивы.
16 июня. 1-й конкурсный день, утро
Первое утреннее прослушивание началось в Большом зале консерватории в 10.00. Как будто не прошло трех лет с прошлого конкурса. Первые участники играли на сцене БЗК уверенно, не оставляя впечатления случайных музыкантов.
23-летний Чжу Линьлэй (КНР) открыл первый тур Сонатой Гайдна ми бемоль мажор. С поздней Сонатой Бетховена (№31) произошла как раз та самая история, о которой предупреждал член жюри Валерий Афанасьев: все же лучше она получается у пианистов, имеющих богатый не только концертный, но и духовный опыт.
Соната Бартока (соч. 30) выглядела в выступлении Чжу Линьлэя наиболее эффектно, но в основном за счет упругого ритма и затейливой фантазии самого автора.
Георгий Громов (Россия, 27 лет), учившийся в том числе и у Элисо Вирсаладзе, довольно изящно исполнил три Сонаты Скарлатти. Старался сосредоточиться в Сонате №32 Бетховена, но наиболее всего удался ему Шуман: после «Арабески» последовал интересный «Венский карнавал».
Сунхун Ким, серьезный 30-летний пианист из Южной Кореи, уверенно владеет звуком, что продемонстрировал не только в Сонате Гайдна си минор, но и в Сонате № 32 Бетховена и особенно, видимо, в одном из любимых своих сочинений – Сонате Брамса № 3.
17 июня. 2-й конкурсный день
Расписание выступлений конкурсантов.
Утреннее прослушивание:
10.00-11.05 – Фумио Кавамура (Fumio Kawamura);
11.05-12.10 – Фабио Романо (Fabio Romano);
12.10-13.15 – Олег Самохин (Oleg Samokhin).
13.15 – 13.30 – перерыв
13.30 -14.35 – Дмитрий Карпов (Dmitry Karpov).
Вечернее прослушивание:
5.00-6.05 – Кристофер Атцингер (Christopher Atzinger);
6.05-7.10 – Злата Чочиева (Zlata Chochieva).
7.10 – 7.25 – перерыв
7.25-8.30 – Юлия Мустонен (Julia Mustonen);
8.30-9.35 – Франц Эйхбергер (Franz F. Eichberger).
О конкурсантах
Фумио Кавамура (Япония), 29 лет. Учился в Школе музыки «Тохо Гакуэн». Педагоги: Я. Хиросе, С. Оно. Рекомендации предоставлены Диной Йоффе и Михаилом Лидским.
Фабио Романо (Италия). 41 год. Учился в Консерватории им. Беллини в Палермо; Мюнхенской Высшей школе музыки и театра. Педагоги: Г. Челицца, Э. Солима, Ф. Массингер, Г. Оппиц. Лауреат конкурса «Citta di Stresa» (Италия, 1986, 2-я премия); Национального конкурса камерной музыки (Италия, 1986, 1-я премия). Среди произведений программы 1 тура – «Цветы зла» – соната Й. Видмана по Ш. Бодлеру.
Олег Самохин (Россия), 41 год. Образование: Саратовская и Московская консерватории, Институт Маймонида. Педагоги: А. Скрипай, М. Смирнов, Н. Штаркман. Лауреат конкурса им. В. Сафонова (Кисловодск, 3 премия).
Дмитрий Карпов (Новосибирск), 31 год. Выпускник Новосибирской консерватории. Педагог: М. Лебензон. Солист Новосибирской филармонии. Конкурс пианистов им. В. Лотар-Шевченко (Новосибирск, 2006) – диплом. Конкурс им. С. Нейгауза (2007; 3-я премия). Чертвертый конкурс им. Скрябина (2008, 3-я премия).
Кристофер Атцингер (США), 31 год. Учился в консерватории Пибоди, Мичиганском университете, Техасском университете. Педагоги: Дж. Мартин, Р. Макдональд, Э. Нэл, Д. Реннер, К. Липп. Участник 5-и международных конкурсов, где удостаивался разных премий.
Злата Чочиева (Россия), 23 года. Закончила ЦМШ и Московскую консерваторию. Педагоги: Н. Доленко, К. Шашкина, М. Плетнев, П. Нерсесьян. Лауреат конкурсов им. Шимановского (Польша, 2005); «Frechilla-Zuloaga» (Испания, 2005); лауреат конкурса «Tivoli piano competition» (Дания, 2006, 3 премия); обладатель приза «Моцарт» на конкурсе ARD (Мюнхен, 2006).
Юлия Мустонен (Финляндия/Швеция), 31 год. Образование: Академия им. Сибелиуса, Высшая школа музыки во Фрайбурге, Высшая школа искусств в Берлине, Академия им. Маршалла. Педагоги: В. Берзон, Л. Симон, Э.Т. Тавасшерна, Дж. О’Коннор, А. де Ларочча, С.Схея. Лауреат многих конкурсов, конкурсов во Франции, Италии, Скандинавии. Среди произведений программы первого тура – 4 сонаты А. Солера, Хорал и вариации из Сонаты Дютийе.
Франц Фридрих Эйхбергер (Германия), 72 года. Самый старший участник конкурса. Образование: Высшая школа музыки и театра в Гейдельберге; Высшая школа музыки в Мангейме; Академия Магды Тальяферро в Париже. Педагоги: Р. Гартман, Ф. Вюрер, М. Тальяферро. Лауреат конкурсов им Альфредо Казеллы в Неаполе (1965), им. Марии Канальс в Барселоне (1967), им. Виотти в Верчелли (1968).
Бюллетень подготовлен Пресс-центром Московского Международного конкурса пианистов им. Святослава Рихтера