“Удивительные люди эти американцы! …Их прямота, искренность, щедрость, радушие без задней мысли, готовность приласкать, просто поразительны и вместе трогательны…”,
– писал Петр Ильич Чайковский в дневнике 1891 года.
Этим впечатлениям от его американского турне посвящен музыкально-литературный спектакль “Петр Ильич Чайковский: сны о России. Из американского дневника композитора”, премьера которого прошла в Большом зале консерватории.
На сцене блистали Российский государственный академический камерный “Вивальди-оркестр” под руководством Светланы Безродной и заслуженный артист России Юрий Беляев – в роли Чайковского.
В спектакле звучит великолепная музыка, которой рукоплескали американские почитатели Чайковского во время его выступлений в США.
Это Вальс из Сюиты № 3, Серенада для струнного оркестра, фрагменты из циклов “Времена года” и “Детский альбом”. А также из балетных хитов композитора – “Лебединое озеро”, “Спящая красавица” и “Щелкунчик”. В музыку органично вплели отрывки “Американского дневника” и писем.
Чайковского пригласили в Нью-Йорк на открытие Карнеги холла. Его приезда добивался сам Эндрю Карнеги – “железный магнат”, филантроп, основатель школ, библиотек, музеев.
Ему вторил дирижер Леопольд Дамрош (грандиозный концертный зал открыли под организованное им Симфоническое общество Нью-Йорка). Знаток и пропагандист европейской музыки Дамрош состоял в личной переписке с Чайковским и из первых рук получал партитуры новых произведений композитора.
Америка встретила Чайковского, что называется, взахлеб. В своем дневнике композитор написал:
“Я здесь персона гораздо более, чем в России. Не курьезно ли?”
Гастроли прошли прекрасно, в Нью-Йорке, Филадельфии и Балтиморе он сыграл в общей сложности шесть концертов.
“Но несмотря на успех, в США композитор сразу же почувствовал, как он пишет, “безумную американскую усталость”. Ему все кругом нравилось: и события, и нравы, – но нестерпимо тянуло на родину.
“Американский дневник” – это групповой портрет Америки конца 19-го века, но не только. Это портрет американского национального характера вне времени. Ведь его корневые структуры неизменны”,
— говорит один из авторов проекта “Сны о России” Ростислав Черный.
Музыкой и словом авторы спектакля сумели передать тот душевный конфликт, который захватил композитора во время американских гастролей.
Он восхищен индустриальной мощью США, поражен кичливой роскошью, отлично налаженным бытом и комфортом. И безмерно тоскует по России с ее высокой духовностью, уникальным героическим путем и величайшей культурой.
“По сути, наш спектакль о столкновении двух миропониманий. О столкновении цивилизации в лице Америки и культуры в лице России. Это конфликт, конечно, не политический, а духовный”,
– резюмировал Ростислав Черный.
Дивная музыка спектакля – это и заслуга духовой группы оркестра Большого театра, хора Свято-Данилова монастыря под руководством регента Георгия Сафонова, а также лауреата международных джазовых фестивалей Юрия Погибы и кубинского контрабасиста Абеларде Альфонсо Лопеса.
Елена Новоселова, Российская газета