4 ноября 2024 в Чите мировой премьерой Концерта-симфонии Алексея Сергунина «Русскому Донбассу» для симфонического оркестра, смешанного хора и солирующей скрипки завершился III Фестиваль Олега Лундстрема.
В этом году фестиваль был ознаменован ещё и 90-летним юбилеем джазового оркестра Олега Лундстрема.
В исполнении Концерта-симфонии приняли участие Донецкий академический симфонический оркестр имени С. С. Прокофьева («Оркестр непокорённых») при поддержке Государственного камерного оркестра джазовой музыки имени Олега Лундстрема, Академический большой хор «Мастера хорового пения» (художественный руководитель и главный дирижёр коллектива – народный артист России Лев Конторович, хормейстер – Дмитрий Кузнецов).
Солировал скрипач Пётр Лундстрем. За дирижерский пульт поднялся автор сочинения, композитор Алексей Сергунин.
Пётр Лундстрем, являющийся также организатором фестиваля, рассказал, что идея привезти Донецкий симфонический оркестр в Читу возникла ещё до начала СВО, когда ежегодный Фестиваль Олега Лундстрема только задумывался. Музыкант подчеркнул:
«Это легендарный коллектив, с большой историей, берущей начало ещё в Советском Союзе. Но именно последние 10 лет эти люди продолжали служить народу, служить музыке, Богу, несмотря на войну, которая шла непосредственно в черте их родного города.
Не могу не сказать о том, что в оркестре около пятидесяти человек, половина из которых мужчины, и половина из этих мужчин воевали в последние два года. Это люди, которые были призваны во время всеобщей мобилизации в феврале 2022 года и, когда их позвала Родина, пошли отдавать свой долг. Это оркестр, который продолжал существовать в самое страшное время, продолжать играть и радовать».
Концертмейстер оркестра, скрипачка Ольга Зорькина заметила, что с начала сезона концерты оркестра проходят не только на гастрольных площадках, но и уже официально в родном зале Донецкой филармонии, пока с ограничениями по количеству человек и длительности программ.
Часть репетиций проходила в Донецке, без хора. Одновременно в Москве проходили хоровые репетиции без участия оркестра. Сводные репетиции полным составом начались только накануне концерта, 3 ноября.
Хормейстер Дмитрий Кузнецов во время генерального прогона поделился настроением и впечатлением от репетиционного процесса:
«Основная трудность – соблюсти баланс. Вчера репетировали в другом зале, в ДК Железнодорожников, там была одна акустика, здесь уже другая.
Музыка для нас понятная и несложная – откликается в сердце советской классикой. В ней слышны отзвуки и Прокофьева, и где-то Шостаковича. В чём-то, может быть, произведение стилизовано – в первой части, например, есть фрагменты очень похожие на советские массовые песни.
<…>
Репетиции проходили в позитивной атмосфере. Композитор, он же дирижёр, очень доброжелательный. Он старается прислушиваться к нашим пожеланиям. Мы находим общий язык.
Единственная сложность – большой перепад в часовых поясах. Сложно с этим бороться, всё-таки шесть часов разница. В 10 часов утра по Москве у нас уже концерт, а репетируем мы раньше. Голос привык спать в это время, а нам нужно работать. Но мы профессионалы, умеем с этим справляться».
Работу хора отметил и Леонид Лундстрем, один из организаторов фестиваля:
«Когда я пришёл на репетицию, меня поразило, насколько воодушевлён хор. То есть всё это делается не за деньги или в разнарядку, а все воодушевлены тем, что участвуют в чём-то настоящем».
Алексей Сергунин рассказал, что идея создать произведение, посвящённое России и Донбассу, возникла после участия в Международном музыкальном конкурсе пианистов, дирижёров и композиторов имени Сергея Рахманинова летом 2022 года.
«Именно тогда я почувствовал большую потребность высказаться. Я даже одно произведение написал на этот конкурс, оно входило в условия второго тура. Нужно было написать развёрнутую фортепианную пьесу, я назвал её «Скерцо в русском стиле».
Конечно, я не хотел бравировать русским стилем, но в каком же стиле мне ещё писать – я же из России! Так или иначе это было внутренней реакцией на отмену русской культуры, сообщения о чём мелькали тогда во всех СМИ.
После Конкурса имени Рахманинова я захотел сделать что-то большее, чем просто фортепианную пьесу. Что-то системное, что-то, что охватывало бы разные времена.
Этот Концерт-симфония работает и с прошлым – первая часть посвящена советским людям. Вторая и третья части – современность. А четвёртая часть – попытка привнести мощную, светлую энергию будущего или, по крайней мере, поискать её.
<…>
Сам материал начал оформляться позднее, после того как мы с Петром Лундстремом съездили на Донбасс, поиграли для военных и поиграли для детей в музыкальной школе в Волновахе. Эта поездка оказала на меня большое влияние.
Для творческого человека какая-нибудь незначительная вещь или, например, непосредственное общение с людьми играют бòльшую роль, нежели большѝе потрясения. Большие потрясения можно как-то сломать, исказить, а маленькие детали навсегда врезаются в память. И потом через звук попадают в партитуру.
<…>
Что касается выбора жанра концерта-симфонии… Чтобы донести всё то содержание, которое жило во мне, мне нужно было два солиста – один коллективный и другой, собственно, личность. Поэтому здесь, между этими двумя солистами – хором и скрипачом, Петром Лундстремом – постоянно происходит диалог, работа. Так что я бы даже назвал жанр Двойной концерт-симфония.
Хор мне был необходим для того, чтобы донести некоторые вещи вот прямо-прямо, чтобы набрать дополнительную шкалу эмоций. Поскольку текст, слово, гипертекст – стихи Ани Долгарёвой – это очень сильный рычаг воздействия.
И, конечно, Пётр, без которого этого сочинения просто бы не было. Скрипач такого класса, который, к тому же, дал больше ста концертов на фронте – мне очень хотелось для него сделать произведение, где он мог бы полноценно говорить на своём инструменте, с хором, с оркестром».
– рассказал Алексей.
Пётр Лундстрем:
«Концерт-симфония «Русскому Донбассу» Алексея Сергунина – первое монументальное осмысление в академической музыке тех событий, которые сегодня с нами происходят.
<…>
Не будем проводить параллелей с Седьмой симфонией Шостаковича, потому что мы не настолько высокого о себе мнения, разумеется. Но то, что сделал Алексей Сергунин, мне кажется, по значению идёт в этом направлении. Нам необходима своя Седьмая симфония.
И если современная русская поэзия, которая тоже звучит в этом произведении, невероятно раскрылась за последние два года – случился потрясающий всплеск настоящей высокой поэзии, то академическое музыкальное искусство пока находится в отстающих. Мы надеемся этот корабль классической музыки тоже немного сдвинуть».
Концерт-симфония Алексея Сергунина представляет собой четырёхчастный программный цикл. Все части имеют названия и посвящения.
Первая часть – «Шахтёрам», дань прошедшей советской эпохе. Она включает в себя тексты, посвящённые шахтёрам, написанные в разное время: фрагменты из стихотворений Наума Басовского «Хорошая планета – шар земной», Виктора Шутова «Шахтёрская бригада», Евгения Долматовского «Шахтёрский тост».
Вторая часть – «Военным», посвящена Специальной военной операции. В ней скандируется текст стихотворения Анны Долгарёвой «Стой, Россия». Накануне премьеры Пётр Лундстрем назвал этот фрагмент «хоровым рэпом», а хормейстер Дмитрий Кузнецов провёл параллель со стилистикой советских декламаций.
Третья часть – «Чакона». Она посвящена лично Петру Лундстрему и через него обращена ко всем людям творческих профессий.
Четвёртая часть – «Катехон» (от греческого «удерживающий» – исторический субъект – как правило, государство – имеющий миссию препятствовать окончательному торжеству зла в истории – прим. ред.). Музыка финала основана на русском фольклоре, на фольклоре донецкого региона. В кульминации части звучит текст «Слова о законе и благодати» Иллариона Киевского. По словам композитора, эта часть Концерта-симфонии была закончена буквально за две недели до премьеры, в середине октября.
Алексей Сергунин:
«Симфония очень разнообразна. В первой части вы слышите звуки и ритмы шахт, звуки шахтёрской аппаратуры.
В симфонии вообще много изобразительности. Для меня как для композитора это была одна из интересных задач. И, конечно, способ наладить более проникновенный, прямой диалог с аудиторией.
Ко мне подходили люди, артисты оркестра в том числе, и говорили, что звуки во второй части очень напоминают автоматные очереди, обстрелы. Звуки войны присутствуют очень аккуратно, но этого более чем хватает.
<…>
В музыке второй части есть отсылки к стилистике Шостаковича – например, трезвучия в широком расположении, пиццикато у виолончелей, контрабасов и альтов. В плане деталей языка это сделано абсолютно сознательно, поскольку я действительно хотел связать Вторую мировую с тем, что происходит сейчас – хотя бы частично, как отголосок».
На встрече с журналистами Пётр Лундстрем рассказал, что с началом СВО фестиваль невероятным образом раскрылся и стал ещё более актуальным:
«Здесь нет случайных людей. Мы привозим высокое искусство непосредственно к людям, которые этого абсолютно достойны.
Наша армия – плоть и кровь нашего народа, её нужно уважать. Наш народ достоин этого высокого, подлинного искусства. В том числе академической музыки. Потому что классика берёт свои истоки в народной музыке, но возводит это на сумасшедший мировой уровень.
Не случайно, в том числе по предложению Александра Михайловича (Осипова, губернатора Забайкальского края – прим. ред.), мы вынесли из основной программы завершение именно на 4 ноября. Это День Казанской Божьей матери, День воинской славы и День народного единства».
О дальнейшей судьбе концерта-симфонии «Русскому Донбассу» пока не говорят. Есть планы исполнить произведение в других городах – в том числе в Москве, и безусловно в Донецке. Пётр Лундстрем убеждён, что будущее этого сочинения –
«абсолютно все сцены нашей страны, а может быть и мира».
Для музыкантов «Оркестра непокорённых» эта симфония стала необходимым и важным художественным и эмоциональным высказыванием.
«Когда играем, мы переживаем какие-то моменты, которые прожили в жизни. Страхи, тревоги… А в конце безусловно мы ждём победы, нашей победы – сама музыка говорит об этом»
– Ольга Зорькина, концертмейстер Донецкого академического оркестра.
Перед началом концерта зрителям показали отрывок из фильма «Когда придёт весна» 2022 года с фронтовой хроникой, непосредственным участником которой стал Пётр Лундстрем.
Исполнение концерта-симфонии «Русскому Донбассу» на закрытии фестиваля было встречено стоячей овацией.
На бис музыканты исполнили заключительный раздел финала Концерта-симфонии с колокольными звонами, молитвой и соло скрипки.
ClassicalMusicNews.Ru