18 января 2019 на немецком лэйбле Solo-Musica вышел двойной компакт-диск российского скрипача Михаила Почекина с шестью сонатами и партитами И. С. Баха.
Своими мыслями по поводу Баховского цикла скрипач поделился в интервью с музыковедом Даниэлем Кнааком, опубликованном в официальном буклете диска.
Приводим некоторые выдержки из него:
— Что вы можете рассказать о истории создания этого Баховского цикла и его особой значимости по сей день?
— 6 сонат и партит для скрипки соло занимают особое место в творчестве Баха. Они были написаны в 1720 году – как раз в то время, когда внезапно умерла его жена Мария Барбара.
Этим циклом Бах как бы ее оплакивал, и душевные переживания проходят целую эволюцию.
Первые четыре произведения цикла написаны в темных и очень драматичных тонах, наполненных глубокими страданиями. Только лишь в сонате до мажор, пятой главе цикла, мы можем говорить о грядущем просветлении.
А последняя, шестая глава, написана в ми-мажоре, это самая солнечная, яркая, я бы сказал божественная тональность в творчестве Баха <…>
Касаемо значимости этого цикла для скрипачей, то, наряду с 24 каприсами Паганини, он занимает основное место в нашем репертуаре…
— Какое произведение или какая часть для вас особенно важна?
— Это очень сложно определить. Но я абсолютно уверен, что весь цикл – единое целое. Один длинный рассказ из 6-ти глав, в котором каждая глава занимает своё особое место. Поэтому я не могу выделить какую-то одну, я их всех люблю <…>
— Какие моменты важны для вас в интерпретации музыки Баха?
— Для меня особенное значение имеет нераздельность религиозного и светского начала в музыке Баха. Возьмём его большие религиозные произведения, оратории и кантаты.. Там всегда можно встретить танцевальные элементы, характерные для светской музыки. И наоборот: в светских партитах или сюитах мы находим вещи, относящиеся к религиозной музыке.
— С какими нотными изданиями/редакциями вы работали?
— Я всегда использую Баховский манускрипт. В первую очередь это интересно, так как даёт мне возможность изучать музыку из первоисточника. Очень впечатляет, как Бах выписывал лиги, мелкие ноты, и т. д. Думаю, что между строк там можно многое увидеть.
В противном случае, когда мы смотрим ноты, уже кем-то отредактированные, получается, что мы общаемся с композитором как бы через переводчика…
***
Запись была сделана Михаилом Почекиным на скрипке работы венецианского мастера Франческо Гобетти 1720-го года, в том же году Бах написал свой цикл сонат и партит для скрипки соло.
ClassicalMusicNews.Ru