10 января 2019 в Дрездене на 93-м году жизни скончался выдающийся вагнеровский певец, бас-баритон Тео Адам.
Тео Адам родился в Дрездене 1 августа 1926 года. Совсем юным он начал петь в дрезденском церковном хоре.
Дебют Тео Адама на оперной сцене состоялся также в Дездене – ему предложили исполнить партию отшельника опере “Волшебный стрелок” Карла Марии фон Вебера на сцене легендарной Оперы Земпера.
В 1952 году Тео Адам начал работать в Берлинской государственной опере. В том же году он дебютировал – пусть в достаточно небольшой роли – на Байройтском фестивале.
В дальнейшем Адам стабильно возвращался в Байройт раз в год. В 1954 он исполнял партии Генриха Птицелова в “Лоэнгрине” и Титуреля в “Парсифале”.
В 1958 вышел на сцену в роли великана Фазольта в “Золоте Рейна”, а в 1963 исполнил партию Вотана в тетралогии “Кольцо нибелунгов”.
Постепенно репертуар его расширялся. Вскоре копилка ролей Тео Адама пополнилась Амфортасом из “Парсифаля”, Гансом Саксом и Фейтом Погнером из “Нюрнбергских мейстерзингеров” и партией главного героя в опере “Летучий голландец”.
В 1955 году Тео Адам получил звание каммерзенгера.
В 1967 Тео Адам дебютировал на сцене Королевского оперного театра Лондона в партии Вотана.
На фестивале в Зальцбурге Тео Адам впервые предстал в качестве Окса в опере Рихарда Штрауса “Кавалер Розы” в 1969 году.
https://www.youtube.com/watch?v=x8YbZMvRJ4M
Через три года Адам вернулся на этот фестиваль снова еще раз – на сей раз в образе Воццека из одноименной оперы Альбана Берга.
В 1970 Тео Адам исполнил партию Пизарро в “Фиделио” Людвига ван Бетховена. Посановка была приурочена к 200-му дню рождению великого композитора.
В 1972 Адам вышел на сцену Венской государственной оперы в роли главного героя в обновленной версии “Дон Жуана” Моцарта.
7-го февраля 1969 Тео Адам дебютировал на сцене Метрополитен-оперы в Нью-Йорке в партии Ганса Сакса. Еву в той постановке исполняла Пилар Лоренгар, Вальтера фон Штольцинга – Джон Александр, а дирижировал Джозеф Розенсток.
В том же году Адам получил роль Вотана в не менее блистательной постановке “Кольца нибелунгов”. Здесь компанию ему составляли Биргит Нильссон, Лили Чукасян и Джон Викерс, а за дирижерским пультом стоял блистательный Герберт фон Караян.
В 1972 году Тео Адам вновь исполнил партии Сакса и Вотана, после чего исчез со сцены Метрополитен-Опера на 16 лет. Вернулся сюда певец лишь в марте 1988-го, дабы в последний раз вжиться образ Вотана – на сей раз в опере “Валькирия”.
В 1990 году Адам стал почётным членом Немецкого музыкального совета, а в 1994 году почётным членом оперы Земпера в Дрездене. В 1995 году получил орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия».
В 2000 году по предложению профессора доктора Ганса Пишнера был избран почётным членом Международного общества по содействию молодым артистам (ISSA) в Берлине, сегодняшнем «Европейском культурном цехе» (EKW).
2 декабря 2006 года Тео Адам попрощался с карьерой оперного певца в своём последнем представлении в роли отшельника в «Волшебном стрелке» в дрезденской опере Земпера.
Тео Адам обладал бархатистым “тёмным” тембром, искусством звуковедения владел в совершенстве. Бас-баритон Адам имел мировую известность, прежде всего, как интерпретатор партий в операх Вагнера и Р. Штрауса, как исполнитель романсов и песен Брамса, Шуберта, Штрауса и Х. Вольфа и как солист-исполнитель ораторий.
https://www.youtube.com/watch?v=MJu0oR2-fTs
Его воплощение роли Вотана в «Кольце нибелунга» признано высоким образцом.
Тео Адам жил в Дрездене, был женат, имел троих детей (близнецов и одного сына).
ClassicalMusicNews.Ru