Факультет свободных искусств Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) первую в России магистерскую программу «Музыкальная критика», которая предполагает подготовку экспертов и критиков в области академической музыки, музыкального театра и концертной жизни.
Концепция программы связана с широким пониманием музыкальной критики как формы активной профессиональной деятельности, приближающейся в своей сути к так называемому кураторству в сфере изобразительного искусства.
Магистрантам будут предложены курсы, нацеленные не только на развитие способности видеть и понимать устройство культуры в целом, но также на развитие интеллектуальных и практических навыков в следующих направлениях:
● современные музыкальные институции: стратегии культурного производства;
● музыкальные стили в исполнительских интерпретациях;
● музыкальный театр как фокус современной культуры;
● классическая хореография и современный танец;
● техника издательского дела в музыкальных институциях;
● критическое письмо;
● язык радио;
● менеджмент в музыкальном театре и исполнительских искусствах.
Организаторами и ведущими преподавателями программы являются специалисты в области теории, критики и организации музыкально-театрального дела:
● кандидат искусствоведения, доцент СПб консерватории, музыкальный обозреватель журнала «Афиша» и газеты «Коммерсант», преподаватель программы «Культурная журналистика» Фонда ПроАрте Ольга Манулкина;
● кандидат искусствоведения, доцент СПб гос. университета Елена Ходорковская;
● историк и теоретик балетного театра, консультант дирекций Большого театра и театра Ла Скала, преподаватель программы «Культурная журналистика» Фонда ПроАрте Павел Гершензон;
● кандидат искусствоведения, доцент СПб консерватории Михаил Мищенко;
● ведущий радиожурналист Петербурга, старший преподаватель СПб консерватории Александр Харьковский;
● композитор, музыкальный обозреватель газеты «Коммерсант», преподаватель СПб гос. университета Владимир Раннев.
Для проведения лекций, семинаров и мастер-классов будут приглашены крупнейшие музыкальные критики, интенданты и менеджеры оперных театров, руководители фестивалей, дирижеры, оперные режиссеры, хореографы, сценографы, дизайнеры, искусствоведы, руководители издательских домов, в частности:
● интендант Королевского театра в Мадриде Жерар Мортье,
● музыкальный обозреватель The New Yorker Алекс Росс,
● музыкальный руководитель Глайндборнского фестиваля, главный дирижер Лондонского филармонического оркестра Владимир Юровский,
● оперный режиссер и сценограф Дмитрий Черняков,
● директор Латвийской национальной оперы и режиссер Андрейс Жагарс,
● артистический координатор Пермского оперного театра Марк де Мони,
● оперный режиссер Василий Бархатов.
Программа «Музыкальная критика» адресована выпускникам вузов (специалистам и бакалаврам), желающим сконцентрироваться на проблемах музыкальной культуры. Отсутствие базового музыкального образования не является препятствием при наличии достаточного слухового опыта.