Большой и Метрополитен-опера впервые осуществят совместную постановку трех спектаклей. 9 октября 2017 оба театра объявили о том, что планируют поставить оперы «Аида», «Саломея» и «Лоэнгрин».
Спектакли пройдут в Нью-Йорке и Москве в период с 2019 по 2022 гг. Две труппы объединят свои творческие силы и технические ресурсы для работы над новыми постановками, которые затем будут представлены силами труппы Большого в Москве и труппы Метрополитен-опера в Нью-Йорке.
Несмотря на то, что коллективы еще не готовы объявить полные составы исполнителей и постановочных групп, уже известно, что «Аиду» будет ставить американский режиссер Майкл Майер, обладатель премии Тони; над «Саломеей» будет работать знаменитый немецкий режиссер Клаус Гут, а постановку оперы «Лоэнгрин» осуществит английский режиссер Фелим МакДермотт, который в 2011 году уже поставил на сцене Мет оперу Филипа Гласса «Сатьяграха», получившую высокую оценку критиков.
Анна Нетребко (сопрано) будет занята во всех трех постановках и выступит как в Большом, так и на нью-йоркской сцене; она исполнит заглавные партии в «Аиде» и «Саломее», а в опере «Лоэнгрин» выйдет в роли Эльзы.
Янник Незе-Сеген, который займет пост музыкального руководителя Мет в начале сезона 2020/21, будет дирижировать премьерой каждого спектакля в Нью-Йорке; в Большом постановками опер «Аида» и «Саломея» будет дирижировать музыкальный руководитель-дирижер театра Туган Сохиев.
Канадец Янник Незе-Сеген станет художественным руководителем Метрополитен опера
Несмотря на то, что Мет и Большой никогда раньше не осуществляли совместных постановок, коллектив московского театра уже в течение многих лет представляет свои спектакли на сцене нью-йоркского театра. Эта традиция началась еще в 1959 году, когда на сцене Метрополитен-опера прошли первые гастроли балетной труппы Большого. Труппа Мет не выступала в России никогда.
Генеральный директор Большого театра Владимир Урин:
«Я безмерно рад тому, что наши планы о сотрудничестве, которые мы обсуждаем уже год, наконец, воплотятся в жизнь, в результате чего на нью-йоркской и московской сценах будут показаны оперные шедевры. Метрополитен-опера по праву считается, одним из величайших музыкальных театров мира.
Совместные творческие проекты с Мет давно были нашей мечтой».
Генеральный менеджер театра Метрополитен-опера Питер Гелб:
«Техническая база Большого недавно обновилась; кроме того, в этом театре работают настоящие профессионалы своего дела, а его мастерские являются одними из лучших в мире. Мы очень рады нашему сотрудничеству с таким прославленным театром, как Большой и тому факту, что сможем использовать ресурсы, которые есть в обоих театрах».
Переговоры о сотрудничестве начались летом 2016 года, когда Урин и Гелб познакомились на встрече, организованной Джоном Берри, Кавалером Британской Империи, с которым оба театра активно сотрудничали, когда он долгое время возглавлял Английскую Национальную оперу.
Он стал советником Большого театра, а с российской стороны проект возглавила Ирина Черномурова – руководитель отдела долгосрочного планирования Большого театра.
Большой театр опроверг информацию о назначении Джона Берри на руководящую должность
Большой театр был основан в 1776 году. История Большого театра знает много великих имен. В Большом театре были мировые премьеры многих шедевров, среди которых «Мазепа», «Евгений Онегин» и «Лебединое озеро» Чайковского.
В ХХ веке Большой театр стал одним из символов России и ее культуры. Сегодня труппа Большого насчитывает 1000 человек. В репертуаре Большого – как признанные шедевры русского и западного музыкального театра XIX–XX веков, так и произведения, специально созданные по его заказу. Театр дает более 500 представлений в сезон, в сезоне 2016-17 спектакли Большого посетили более 500 000 зрителей.
В сезоне 2017-18 на двух своих сценах Большой театр покажет 25 разных оперных названий, в числе которых 5 премьер.
Также Большой ведет активную гастрольную деятельность, выступая в России и на самых престижных площадках мира.
Метрополитен-опера является крупнейшим центром исполнительских искусств в США; уже больше 130 лет труппа театра является одной из ведущих оперных трупп мира. Более 700 тысяч человек посещают спектакли в Линкольн-центре каждый сезон; миллионы зрителей имеют возможность насладиться пробирающими до мурашек оперными постановками благодаря таким проектам, как серия трансляций спектаклей в кинотеатрах Live in HD и радиотрансляциям, которые проходят днем по субботам.
В сезоне 2017-18 театр представит 220 спектаклей – это 26 постановок. Пять спектаклей являются новыми, а два из них – премьеры на сцене Метрополитен-опера.
Майкл Майер дебютировал в Мет в 2012 году, когда, поставив там «Риголетто» Верди: режиссер перенес действие оперы в казино Лас-Вегаса, изменив время действия на 1960-е. Он много работал на Бродвее и в театре Вест-Энда; в его послужном списке такие спектакли, как «Хедвиг и злосчастный дюйм» Джона Кэмерона Митчелла и Стивена Траска, «Смешная девчонка» Изобель Леннарт, Жюля Стайна и Боба Меррилла, «Весеннее пробуждение» Дункана Шейка и «Вид с моста» Артура Миллера.
В числе недавних постановок Клауса Гута – «Милосердие Тита» Вольфганга Амадея Моцарта (Глайндборнский фестиваль), «Иеффай» Георга Фридриха Генделя (Национальная опера в Амстердаме) и «Роделинда» Генделя (Королевский театр, Мадрид). Он регулярно сотрудничает со многими ведущими оперными труппами и фестивалями мира, среди которых Зальцбургский фестиваль, Цюрихский оперный театр, Королевская опера Ковент Гарден и Франкфуртская опера. Критики особо высоко оценили его вагнеровские постановки, в частности тетралогию «Кольцо нибелунга» в Гамбургской опере, а также «Лоэнгрина», открывшего сезон театра Ла Скала в 2013 году.
В 2018 году в Нью-Йорке пройдет премьера оперы Моцарта «Так поступают все женщины» в постановке Фелима МакДермотта. Это вторая совместная постановка Мет и Английской национальной оперы, над которой он работает, первым же опытом удачного сотрудничества стала опера Филипа Гласса «Сатьяграха». МакДермотт также поставил юбилейный гала-концерт в честь 125-й годовщины Метрополитен-опера; он является режиссером фильма «Зачарованный остров».
На сцене Английской национальной оперы только что прошла премьера «Аиды» Верди в его постановке; в прошлом году он получил премию Оливье в номинации «лучшая оперная постановка» за спектакль «Эхнатон». Он является режиссером многочисленных театральных постановок, получивших признание критиков; часто ставит для своей собственной труппы Improbable. Среди его работ – получивший множество наград спектакль «70 Hill Lane», «Lifegame» (Игра жизни), «Theatre of Blood» (Театр крови) и «Shockheaded Peter» (Лохматый Петр).
Анна Нетребко (сопрано) – одна из самых востребованных певиц в мире; недавно она выступила в постановке «Аиды» Верди на Зальцбургском фестивале. Ее дебют на сцене Большого состоялся в 2016 году в опере Джакомо Пуччини «Манон Леско».
Анна Нетребко: «Уж лучше я сама скажу, чем за меня придумают»
Ее многолетнее сотрудничество с Мет началось в 2002 году, когда она исполнила роль Наташи в опере Прокофьева «Война и мир». Она стала первым сопрано в истории Мет, исполнившим главные партии в трех премьерах, следующих одна за другой: заглавную роль в опере Гаэтано Доницетти «Анна Болейн» (2011), Адину в «Любовном напитке» Доницетти (2012), и Татьяну в «Евгении Онегине» Чайковского (2013).
В ее репертуаре в Метрополитен-опера также Манон в «Манон Леско» Пуччини, Леди Макбет в «Макбете» Верди, Иоланта в одноименной опере Чайковского, Леонора в «Трубадуре» Верди.
В этом сезоне Анна Нетребко впервые исполнит на сцене нью-йоркского театра заглавную роль в «Тоске» Пуччини.
Пресс-служба Большого театра