В культурном Центре Андрея Вознесенкого прошла премьера оперы-инсталляции «Некийя».
Сеансы оперы «Некийя» не привязаны к точному времени. Места занимать не нужно, эту оперу-инсталляцию слушают стоя. Зайти в зал можно в любое время. Продолжительность цикла – час, однако сеансы идут друг за другом без перерыва. Авторы обещают, что вы не пропустите сюжет, ведь главное в действии – атмосфера.
«Некийя» – спуск Одиссея в царство Аида, где он разговаривает с умершими душами. В современной версии античной трагедии – с 4 героинями: Алкестой, Иокастой, Кассандрой и Эвридикой. Автор монологов – Димитрис Яламас.
«Алкеста – это первая из них. Эта тема меня с детства очень беспокоила – это человек. который заживо захоронен. И она знает, что у нее 50 минут жизни. И что она думает вот эти 50 минут»,
– рассказал поэт Димитрис Яламас.
Исполнители оперы – солисты хора Электротеатра «Станиславский». Однако в зале не слышно ни сопрано, ни контральто. Только шепот, придыхание, всхлипы.
Это музыка композитора Дмитрия Курляндского. Говорит, в его партитуре ни единой импровизации. 4 монолога героинь, каждый по 30 страниц, выстроены параллельно и повторяются бесконечное количество раз.
«Для меня очень важно услышать текст как музыку, не дописывать что-то, что в нем изначально не заложено, а вслушаться и слушать его сам текст, как музыку. И в данном случае это много способов артикуляции текста. В основном эти способы находятся на территории дореального произнесения слова, то есть это недовыраженная артикуляция текста»,
– поделился композитор Дмитрий Курляндский.
Сольные монологи солисток записывали в студии, которая находится в подвале Электротеатра. Музыка, записанная в замкнутом пространстве под землей, – это тоже часть действия о царстве мертвых. В такт смыслового миража – сценография.
«Эффект фосфена, когда вы нажимаете на глаза, и видите абстрактные видения, это чисто автопоэзия, поскольку это чисто механическое воздействие»,
– подчеркнула художник Елена Немкова.
Роли Одиссея в сценарии оперы нет. Примерить ее авторы предлагают каждому водящему в зал.
Анастасия Егорова, Новости культуры